Руководители Министерства образования и науки пытаются сохранить лицо и без потерь для репутации выйти из серии скандалов, вызванных регулярно поступающей информацией о трагедиях в американских приемных семьях, где погибают увезенные из России сироты.

После последнего трагического случая в Северной Каролине, где приемная мать Пегги Сью Хилт избила до смерти усыновленную ею двухлетнюю Нину (Вику Баженову из Иркутска), чиновники образовательного ведомства принялись всеми доступными методами доказывать, что неустанно борются за искоренение недостатков и перегибов в системе международного усыновления малышей из российских детдомов. Вчера пресс-служба Минобразования официально сообщила о том, что уже подготовлен ряд поправок и дополнений в те постановления правительства, которые сегодня регулируют порядок передачи детей иностранным опекунам. Кроме того, ведомство Андрея Фурсенко настаивает на полном запрещении так называемого «независимого усыновления», позволяющего приемным семьям обойти жесткие психологические и финансовые требования к кандидатам на роль родителей, предъявляемые властями, международными договорами и специализированными агентствами-посредниками.

Содержащиеся в поправках министерства предложения наверняка не только не вызовут возражений в правительстве, но и будут приветствоваться юристами и психологами, которые занимаются подбором семей для детдомовцев. В частности, министерство предлагает пересмотреть требования к иностранным кандидатам в усыновители и заставить их проходить обязательный тренинг, который подготовит их к общению с ребенком из интерната или дома малютки. Чиновники предлагают также ввести обязательное психологическое тестирование потенциальных родителей. Проходить его иностранцы должны еще до приезда в Россию. Все это, с одной стороны, не подразумевает запрета на международное усыновление, приносящее стабильный доход нескольким десяткам агентств-посредников, а с другой — должно отсечь неуравновешенных бездетных иностранцев, действия которых усиливают в России сторонников «железного занавеса» для сирот.

Однако очевидно, что это заявление пресс-службы Минобразования было адресовано не только прессе и потенциальным усыновителям, но и Генпрокуратуре РФ, неоднократно указывавшей руководителям образовательного ведомства на недостатки и халатность в работе находящихся под его крылом органов опеки. И полностью создать себе «алиби» чиновникам не удалось, поскольку, как выяснил вчера корреспондент «Времени новостей», пока никто в министерстве не может ответить, когда же эти давно ожидающиеся от российских властей поправки к законам и постановлениям правительства станут жесткими нормами.

В отделе по усыновлению департамента по государственной молодежной политике, воспитанию и защите детей Минобразования корреспонденту «Времени новостей» заявили, что никаких сведений об этом не имеют. «План предложений, которые должны быть вынесены на рассмотрение в правительство и в Госдуму в 2005 году, мы приняли в ноябре прошлого года, и никаких упоминаний о поправках, касающихся усыновления, там нет», — заявил наш собеседник. При этом он отметил, что не исключает возможности их появления в октябре этого года, когда будет утверждаться план обращений в Госдуму на 2006 год. В свою очередь пресс-служба министерства утверждает, что поправки сейчас «находятся на согласовании с другими ведомствами». «Эта процедура занимает около трех месяцев, после этого мы будем решать, когда вносить поправки в Государственную думу», — заявили там корреспонденту «Времени новостей».

Следует отметить, что ведомство, ответственное за судьбу сирот, не занималось проблемами усыновления больше полугода — все агентства-посредники, которые должны контролироваться властями, действовали до весны этого года без госаккредитации. Вызвано это было в первую очередь тем, что Минобразование переживал очередную административную реформу и приступил к полноценному выполнению своих обязанностей только в конце мая этого года. Пытаясь наверстать упущенное, руководители образовательного ведомства не только возобновили легализацию агентств по усыновлению, но и организовали презентацию нового информационного ресурса, в который будет поступать информация о всех сиротах России. Но к тому времени претензии накопились уже и у Генеральной прокуратуры, которая после вынесения приговора гражданке США Ирме Павлис, убившей своего приемного сына из России, потребовала у правительства срочно пересмотреть практику передачи маленьких россиян в заграничные семьи. В частности, генпрокурор Владимир Устинов потребовал заморозить международное усыновление до заключения специальных договоров с государствами, позволяющих «осуществлять действенный контроль и принимать меры, направленные на пресечение насилия». Руководители прокуратуры не скупились на довольно резкую критику в адрес чиновников Минобразования, а следствием проверок в регионах стал целый ряд представлений в адрес руководителей территориальных органов образования, которым указывали на халатность. Даже во вполне благополучной Москве не обошлось без перепалки между городской прокуратурой и комитетом образования.

Впрочем, в Минобразования утверждают, что последние инициативы не стоит связывать с предупреждениями от г-на Устинова и его подчиненных. Сами чиновники хотели бы, чтобы появление поправок объясняли не критикой, а необходимостью устранить «пробелы в действующем законодательстве». «Генпрокуратура тут ни при чем, наши действия вызваны общими причинами», — заявил «Времени новостей» представитель пресс-службы Минобразования.

Анна ШПАК

Время новостей

N°124

13 июля 2005

Время новостей

***