«Когда говорят пушки, музы молчат». Так было всегда, но только не в годы Великой Отечественной войны. Даже в самое трудное время – осенью 1941-го года в куйбышевских театрах с аншлагом шли спектакли на военно-патриотические темы. Солисты Большого театра давали концерты в Фонд обороны. А мастера кисти создавали художественные полотна, которые звали народ на подвиг, воспитывали ненависть к фашистским захватчикам.

В первую военную осень вместе с тысячами эвакуированных из Ленинграда, Киева, Москвы и других городов страны в Куйбышев приехали многие известные художники. Как и все вынужденные переселенцы, они не хотели сидеть без дела, и едва устроившись на новом месте, брались за работу. Некоторые из них дописывали сделанные ранее наброски. Так появилась серия рисунков Г.Ереминой «Москва, 1941 год». Другие создавали портреты руководителей страны. Например, лауреат Государственной премии А.Герасимов написал в Куйбышеве свою известную картину «Сталин у прямого провода». В.Ефанов создал «Портрет Молотова», а И.Цыбульник удачно изобразил всесоюзного старосту в своей работе «Калинин в Куйбышеве в 1941 году».

Многие живописцы, часто бывая в цехах предприятий, создавали художественную хронику помощи тыла фронту. Таков, например, цикл работ А.Романова «Куйбышев в дни войны», картина И.Цыбульника «Резервы» а также многочисленные рисунки, сделанные художниками в госпиталях областного центра.

Но главной темой всех мастеров кисти был образ хищного врага и мужество бойцов Красной Армии. Неизгладимое впечатление оставляли работы лауреата Сталинской премии Василия Ефанова «Удачный бой» и «У могилы товрища» а также «Клятва» Л.Танклевского, где перед казненными гитлеровцами партизанами красноармейцы клянутся мстить за погибших.

В 1943 году был создан цикл рисунков разрушенного, но не сломленного Сталинграда. Он выполнен творческой группой московских и ленинградских художников. Они специально выезжали на фронт из Куйбышева и с документальной точностью запечатлели подвиг защитников волжского города.

Лучшие работы художников военного времени знали и любили миллионы людей. Известное полотно москвича В.Ефанова «Хищники», изображающее фашиста и крадущегося в темноте за ним волка в 1942 году демонстрировалось в здании железнодорожного вокзала Куйбышева. А рисунки карикатуристов Куприянова, Крылова, Соколова, выступавших под именем Кукрыниксы, знала вся страна. Изготовленные в Куйбышеве сатирические плакаты «Окон ТАСС» можно было увидеть в самых людных местах по всей стране.

В военное время художникам было не до вернисажей. Тем не менее, по крайней мере восемь крупных художественных выставок в Куйбышеве и десятки небольших экспозиций в других городах области было подготовлено в годы Великой Отечественной воины. Уезжая домой, мастера кисти многие свои работы подарили городу, который в трудное время стал для них вторым домом. Эти картины хранятся в фондах Самарского художественного музея и являются уже историческими реликвиями, рассказывающими о героическом прошлом Самарского края.

*