(ВН). В минувшую пятницу Госдума приняла в первом чтении поправку единоросса Михаила Гришанкова к закону о местном самоуправлении, переносящую его вступление в силу с 1 января 2006 года на 1 января 2009-го. Скорее всего осенью закон будет отменен окончательно. Так печально закончилась трехлетняя работа регионов и центра по перераспределению полномочий и финансовых обязательств. Гарантий, что в 2009 году власть вспомнит о реформе МСУ, нет. >>>

Согласно тексту поправки, власть формально не отказывается от идеи построить местное самоуправление в России. Просто теперь она решила предоставить реализацию закона регионам. Депутат Гришанков сначала предложил отложить вступление в силу закона о МСУ до 1 января 2008 года и позволить регионам откладывать его и далее — вплоть до 2010 года, «если на 1 января 2008 года субъект РФ не готов к исполнению закона в полном объеме». Но думский комитет по местному самоуправлению разрешил регионам устанавливать местными законами сроки передачи полномочий муниципальной власти, обозначив конечной датой вступления закона в силу 1 января 2009 года. Кроме того, несмотря на возражения главы Центризбиркома Александра Вешнякова, поправки обязывают регионы провести муниципальные выборы до 1 декабря 2007 года.

Осенью 2003 года был принят пакет законов, определявший дату начала реформы— 1 января 2006 года. Инициатором реформы МСУ был федеральный центр, желавший создать на муниципальном уровне противовес региональным властям. Однако отказ от прямых выборов губернаторов и чрезмерное перераспределение полномочий в пользу центра необходимость реформы МСУ отменили. Более того, в рамках перераспределения полномочий стали возникать активные разговоры о возможности назначения главами регионов мэров крупных городов.

Внедрение местного самоуправления не обещало быть простой задачей. Как известно, с 1 января 2006 года количество муниципальных образований в России должно было возрасти с 11,5 тыс. до 25 тыс. 1 марта 2005 года истекал срок оформления территориальных границ этих образований, а к 1 ноября должны были пройти выборы в законодательные и исполнительные органы власти местного самоуправления. Сложности возникли уже на стадии определения границ. Непросто оказалось и определить имущество, которое отходит муниципалитетам. Возникли проблемы с подготовкой местных бюджетов. К тому же, по самым оптимистическим оценкам, нехватка будущих муниципальных служащих составляет 150 тысяч.

На заседании Госсовета в Калининграде 2 июля Владимир Путин неожиданно сообщил, что федеральный центр готов вернуть региональным властям часть полномочий. И намекнул, что план реализации реформы МСУ может быть изменен, поскольку регионы к ней не готовы.

Тем не менее почти в трети субъектов выборы в органы МСУ уже прошли. В Ставропольском крае и Новосибирской области эксперимент по внедрению самоуправления начался уже в этом году. А под эгидой полномочного представителя президента в Уральском федеральном округе с 1 июля 2005 года даже начался конкурс на лучшее освещение СМИ реформы местного самоуправления.

Руководитель группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин в разговоре с корреспондентом «Времени новостей» удивился, что Россия — единственная в мире страна, где реформа МСУ проводится сверху: «Обычно это происходит наоборот. У нас же ее сверху начали и сверху же закончили. Та часть кремлевской администрации, которая обеспокоена единообразием, монолитностью России, изо всех сил тормозит реформу. Президент сказал на Госсовете, что нужно принимать меры, а Госдума всегда бежит впереди паровоза, потому отменила введение до 2009 года». По мнению аналитика, у власти не хватает сил и решительности, чтобы сказать, что где-то необходимо проводить реформу сейчас, а где-то — нет. Законодательно признать, что страна неоднородна.

Тем не менее если за последние три года для подготовки реформы не было сделано ничего, вероятность того, что регионы, получив на откуп сроки проведения реформы, ринутся ее исполнять, ничтожно мала.

Председатель комитета Госдумы по вопросам МСУ Владимир Мокрый катастрофы в одобренной Думой поправке не видит. «Поправку Гришанкова мы приняли потому, что регионы действительно готовы к реформе по-разному, — сообщил он «Времени новостей». — В том виде, в котором мы ее приняли в первом чтении, во втором принимать нельзя. Иначе у нас получится разрыв правового поля! 131 закон не является самоцелью, это лишь пакетный закон в концепции разграничения полномочий. В связи с этой концепцией изменены уже Налоговый и Бюджетный кодексы, приняты новые редакции Градостроительного и Жилищного кодексов. Один закон приостановить невозможно». Депутат предлагает предоставить субъектам право в течение переходного периода до 2009 года самим регулировать объем полномочий для новых муниципальных образований: «Пусть каждый субъект сам постепенно определяет, когда и какие полномочия он передает на другой уровень».

Тем не менее не совсем понятно, что будут делать регионы с уже выбранными органами местного самоуправления, — отменять выборы законодатели не собираются. А также как одновременно одни муниципалитеты будут жить по новому закону о местном самоуправлении, а другие — по старому, 1995 года.

Дарья ГУСЕВА

Время новостей

N°123

12 июля 2005

Время новостей

*