«Пятачок» перед британским посольством в Москве стал алым от гвоздик –“ первые цветы соболезнования и скорби появились здесь сразу после известия о лондонских терактах. А цветы все несут и несут. Молодая девушка в темных очках, скрывающих заплаканные глаза, положила букет, постояла с мгновение и заспешила прочь, укрощая рыдания. Едва ее догнала.

–“ Я три дня как из Лондона, –“ рассказала Настя. –“ Училась и жила как раз возле одной из взорванных станций метро. У меня там остались друзья, мои соседи, они каждый день ездят на работу по этой ветке. Узнав о теракте, я тут же им позвонила. Слава Богу, связь была нормальная. Друзья как раз собирались на работу, если бы вышли чуть раньше, я, может быть, уже не смогла бы с ними поговорить. Ни-ког-да…¦

Настя, извинившись, ушла.

Я поймала себя на мысли, что испытываю не меньшее, чем незнакомая мне Настя, чувство сострадания к людям далекого туманного Лондона, хотя ни разу в нем не была. Наши собственные трагедии научили сострадать наши сердца?

–“ У нас столько было таких же и более страшных терактов! Мы, как никто, можем их понять, –“ словно прочитав мои мысли, тихо сказала немолодая женщина. –“ Страшно, это случилось даже в Лондоне –“ тихой, благополучной столице, чопорной и спокойной в нашем представлении. Я очень им сочувствую…¦

Свое участие и сочувствие лондонской трагедии можно выразить не только цветами возле посольства Великобритании. Каждый может оставить свою подпись в открытой вчера книге соболезнований. Первая запись –“ от имени российских депутатов Госдумы –“ появилась сразу после открытия посольства. Наверняка она не станет последней.

–“ Мы очень благодарны русским людям за их отзывчивость, другой реакции мы и не ожидали, –“ сказал корреспонденту «Трибуны» пресс-атташе британского посольства Алан Холмс. –“ Это ужасная трагедия для всех нас. Я сам лондонец, почти всю жизнь прожил там. У меня в Лондоне много родственников, которые, к счастью, не пострадали. Но Лондон, несмотря ни на что, останется крупнейшим туристическим городом. Мы сделаем все, чтобы люди продолжали к нам приезжать, в том числе и из России.

Но русских туристов терактами, видимо, все равно не запугаешь. И пока у главного входа в посольство выстилается дорожка из живых гвоздик, в соседние двери продолжают выстраиваться очереди за английскими визами.

–“ Я собираюсь ехать в Лондон на год по студенческой программе, –“ рассказала девушка из очереди. –“ Мне не страшно. В России теракты чаще случаются.

–“ А что тут бояться? Мы же ко всему привыкли, –“ удивилась стоявшая тут же сотрудница турагентства Светлана.–“ У нас за эти дни пока ни один клиент от тура не отказался. Хотя вот коллеги из другого агентства рассказывали, что у них несколько заявок отменили. Говорят, что будет спад на лондонские туры. Может быть, но в любом случае –“ временно.

Пока мы разговаривали, напротив посольства организовался небольшой пикет: группка молодых антиглобалистов с плакатами и почему-то в карнавальных масках.

–“ Мы протестуем против саммита «большой восьмерки», –“ заявила одна из митингующих. –“ И пока у них там проходит их нелепая вечеринка, мы тут устроим свою. Ведь теракт –“ это тоже порождение «большой восьмерки».

–“ А вам не пришло в голову принести цветы, выразить соболезнование погибшим?

–“ У нас вместо этого своя акция. Мы будем раздавать шоколадки прохожим и играть здесь в детский гольф.

Что ж, может быть, это тоже форма сочувствия? Подходившие к посольству люди, оставляя цветы, отказывались от сладостей из рук людей в карнавальных масках.

–“ Какие шоколадки!? Там такое горе! –“ Возмутилась одна женщина. –“ Кощунственно делать из него шоу. Давайте просто придем сюда и помолчим…

Лиана НАЛБАНДЯН, корреспондент

ТРИБУНА

НОМЕР: 09 ИЮЛЯ, 2005 ГОДА

ТРИБУНА

***