(НИ). В эти выходные на берегу Горьковского водохранилища проходил съезд фанатов легендарного радиоведущего русской службы Би-би-си Севы Новгородцева, приуроченный к его 65-летию. Юбиляр – кавалер ордена Британской империи – специально прилетел из Лондона, чтобы посидеть у костра с преданными слушателями его программ «Рок-посевы», «Севаоборот» и «Би-би-сева».

Сэр Сева демонстрирует свой рыцарский крест.

– Сева, примите поздравления и комплименты: вы потрясающе выглядите! Насколько мне известно, еще живя в СССР, вы голодали по системе йогов и тому подобное. Похоже, ваши взгляды за тридцать пять лет не изменились?

– Я не курю… и не занимаюсь спортом. Так, упал, отжался, встал, пошел… На работу езжу всегда на велосипеде. С 1981 года вегетарианец. Отношения с алкоголем… Фляжку всегда ношу с собой, отпиваю по полглотка, но ни в коем случае не пьянствую. Что во фляжке? Односолодовое виски. Дело в том, что я пару лет назад у вас в России простудился и не мог откашляться полгода. Что, как вы понимаете, не способствует работе в эфире. И тогда появилась эта фляжка, которая снимает проблемы, если прихватит.

Как возникла идея празднования юбилея на Волге?

– Идея принадлежит моему фан-клубу. Но когда я об этом услышал, сразу сказал: «Здорово!» Теперь я часто приезжаю в Россию для съемок программы, выходящей на телеканале «Ностальгия». Вот и в данном случае я руководствовался мотивами ностальгическими: мне чрезвычайно интересно встретить вновь людей, которых я впервые увидел 15 лет назад, молодыми, с горящими глазами. Тогда в «Шереметьево» меня встречали несколько сот фанов, таможня выводила меня через служебную дверь без досмотра, лишь бы поскорее избавиться. Потом была встреча с ребятами в палаточном лесу в Опалихе, целый день на речном пароходе, многочасовые концерты в Москве и Питере, снимки на память на Красной площади. Тогда был уже второй по счету съезд их фан-клуба – первый они провели, когда меня еще не впускали в страну. Теперь мы встречаемся снова, в этих красивых местах. Не могу им отказать в удовольствии посмотреть не только на меня, но и друг на друга.

В этом году вы стали кавалером ордена Британской империи за заслуги в области радиовещания. Вы – единственный выходец из России, имеющий этот орден?

– Нет, я – четвертый или пятый. До меня этим орденом были награждены Ростропович и еще какие-то геройские люди. Орден Британской империи, надо сказать, не традиционная блямба на груди, хотя блямба тоже имеется. Это скорее некое сообщество людей, наподобие средневековых монашеских орденов. Учредил его король Георг V в 1918 году.

На банкете по поводу вручения вам ордена королевой Елизаветой II присутствовали такие люди, как Олег Гордиевский, Владимир Буковский и Виктор Суворов, – по советской, да и по теперешней официальной терминологии, предатели и отщепенцы. Вы с ними друзья? Или это тоже своего рода орден?

– Чай вместе мы не пьем, хотя у нас чудные отношения. Двое из них до сих пор не могут приехать в Россию, поскольку у них здесь «висят» приговоры. Я много раз приглашал этих людей на радио, будучи убежден: их суждения о развитии событий в стране должны быть услышаны. До сих пор все их прогнозы оправдывались, поскольку они блестяще знают нашу историю.

Вы много лет вели передачу, посвященную року. Вам не кажется, что все политические бунты последних десятилетий были спровоцированы рок-музыкой?

– Безусловно. Рок-музыканты – люди, которые не вписываются в систему. Соответственно, и слушают их «внесистемные» люди. Но прелесть рок-музыки в том, что она объединяет людей, которые просто так ни за что бы не объединились… Недавно в Москве была презентация довольно странного проекта Михаила Меня, сына знаменитого священника. Михаил стал не священником, а политиком. Но в советское время он играл на гитаре и слушал меня на Би-би-си. Полжизни быть рок-музыкантом – это, видимо, никуда не делось, потому что сегодня Мень вдруг взял и высвистал знаменитых музыкантов из «Рейнбоу» Джо Линна Тернера и Глена Хьюза. Мало того, что они приехали – музыка Михаила им понравилась. У английских рок-звезд, в отличие от российских, нет в крови никакой «бронзы», никаких предубеждений. Потому что они понимают, что сегодня ты на сцене, а завтра тебя раз – и нет…

Можно задать вам совсем неполиткорректный вопрос? На днях Лондон выиграл у Москвы право проведения Олимпиады 2012 года. Поползли слухи, что англичане дали крупную взятку членам МОК.

– Поверьте слову рыцаря: англичане не умеют ни давать, ни брать в принципе. Если хотите знать, у Тони Блэра сейчас финансовые трудности. Они с женой купили дом в Лондоне, взяли в банке ипотечный кредит. В месяц им нужно отдавать восемь тысяч фунтов стерлингов. Поскольку Блэры живут сейчас на Даунинг-стрит, свой новый дом решили сдавать. За восемь тысяч никто не брал, и тогда премьер-министр сдал свой дом за четыре. Поэтому деньги у Блэров сейчас зарабатывает жена… То, что я вам об этом рассказываю, – страшная тайна: об этом никто в Англии не пишет. Только мы, российские эмигранты, вычитываем в газетах между строк по старой привычке.

ФАНАТ В РОССИИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ФАНАТ

Фан-клубов – объединений поклонников звезд оптом и в розницу – в России множество. В этом сегодня мы практически не отстаем от Запада, а может, и превосходим по численности. При том, что в СССР подобные клубы, даже такие безобидные, как сообщества «битломанов», преследовались по закону. С конца 80-х официально действуют и проводят различные мероприятия фан-клубы практически всех рок- и поп-звезд, как западных (одних фан-клубов Элвиса Пресли – с полдюжины), так и российских, как живых, так и давно умерших. Наиболее массовые – фан-клубы спортивных команд (например, английского «Челси», первый из которых появился в Анадыре, столице Чукотки, или итальянского «Рома»). Своими фан-клубами могут похвастать не только «Тату», но и кумир столичных интеллектуалов Евгений Гришковец (у него есть даже международный фан-клуб!). Вовсю «клубятся» фанаты сериала «Секретные материалы» и телепроекта «Большой брат», есть фан-клубы и российских эмигрантов, таких, как Алеша Димитриевич и Вилли Токарев. Едва ли не самым экзотическим можно считать мемориальный фан-клуб Андрея Чикатило, существующий, правда, только в Интернете.

СЕРГЕЙ АНИСИМОВ, Нижний Новгород

11.07.05

понедельник

«Новые Известия»

***