(Ъ). Вчера в правительстве Самарской области состоялось расширенное заседание с участием представителей АвтоВАЗа и предприятий, выпускающих комплектующие для нужд автозавода. На заседании обсуждалось мартовское постановление кабинета министров России, фактически отменяющее таможенные пошлины для импортных автокомплектующих. На самом АвтоВАЗе, похоже, озабочены другими проблемами. Вице-президент автозавода Юрий Степанов предложил передать социальные объекты с баланса завода тольяттинскому муниципалитету. >>>

Фото: Андрей Боев

Сергей Сычев попросил производителей автокомпонентов помочь АвтоВАЗу, снизив цену на свою продукцию

В конце марта правительство России приняло постановление №166, предусматривающее значительное снижение пошлины на ввоз импортных комплектующих для автомобильной промышленности. На запчасти для машин, не имеющие российских аналогов, таможенные пошлины отменены совсем, на продукцию зарубежных конкурентов российских поставщиков таможенные сборы дифференцированно снижены на 7-9%. Постановление будет действовать до конца года, после чего правительство собирается еще раз обсудить эффективность действия этого документа и утвердить его на длительный срок или изменить.

Вчера в самарском Доме правительства состоялось совещание руководства области с производителями атокомпонентов. Предполагалось, что его участники должны были высказать свои соображения по поводу постановления № 166.

«В Самарской области работает лидер российского автопрома – АвтоВАЗ, а также более 300 предприятий, производящих автокомпоненты. Это свыше полумиллиона человек, это колоссальная социальная ответственность, прошу вас помнить об этом», — заявил, открывая заседание, вице-губернатор Сергей Сычев.

Зампредседателя правительства региона Габибулла Хасаев сообщил присутствующим о том, что АвтоВАЗ «использует в своем производстве до 12% импортных комплектующих, при этом чисто импортных из них только 2%, остальные – совместные». Господин Хасаев выразил свое недоумение по поводу того, что российским производителям автокомпонентов приходится добиваться от своего правительства «одинаковых условий с импортными поставщиками, тогда как наши предприятия, по идее, должны иметь преференции». Взявший слово гендиректор ОАО «Самарская кабельная компания» Анвар Бульхин заявил, что с вступлением в силу постановления правительства №166 предприятие начало терять заказы, тогда как до этого компания «была динамично развивающейся, дающей работу более тысячи человек». «С этим надо что-то делать, мы как всегда догоняем уходящий паровоз, и скоро он уйдет от нас туда, где мы его уже не догоним», — пояснил свою мысль господин Бульхин.

Любопытно, что выступавший на совещании первый вице-президент АвтоВАЗа Юрий Степанов так и не дал четких оценок по поводу того, как на волжском автозаводе относятся к изменениям таможенных пошлин на импортные комплектующие. В своем выступлении господин Степанов сделал упор на то, что заводу надо побыстрее передать всю социальную инфраструктуру на баланс муниципалитета Тольятти, поскольку, по его словам, это позволит «вкладывать больше денег в развитие производства». С этим тезисом категорически не согласился мэр Тольятти Николай Уткин, сказав, что город «просто не потянет содержание инфраструктуры более чем на миллиард рублей в год». «Сергей Александрович, мы готовы принять эти объекты на свой баланс в том случае, если область каким-то образом поможет нам деньгами на их содержание», — обратился господин Уткин к вице-губернатору.

Сергей Сычев не возражал против того, что хозяйству Тольятти надо помогать, и обещал вернуться к этому вопросу позже, предложив обсудить другую инициативу – создание новых экономических зон с более мягким налогообложением, где могли бы развиваться предприятия автопрома и смежных отраслей. «Чтобы успеть подготовить предложения к правительству России на следующий год, нам надо быстрее решить, где лучше разместить эти зоны – в Тольятти или в Ставропольском районе», — заявил он.

Мэр Тольятти Николай Уткин сообщил, что город уже готов выделить под новые экономические зоны два участка земли площадью 210 и 230 гектар. «Правда, сейчас по ним идут гражданско-правовые споры, но мы отстаиваем интересы города в суде», — добавил господин Уткин. «Почему у вас так все время получается, как нужна земля для автопрома, так вечно конфликты и споры в Тольятти?», — возмутился вице-губернатор Сычев. В результате место дислокации новой экономической зоны так и не определили.

Подводя итоги заседания, Сергей Сычев призвал его участников «подготовить предложения к российскому правительству уже в августе». «Не стоит драматизировать ситуацию с АвтоВАЗом, он переживал и худшие времена. Но мне бы хотелось попросить предприятия, производящие автокомпоненты, не повышать, а, может быть, несколько сбросить цены на свою продукцию, чтобы помочь заводу в трудную минуту», — заметил вице-губернатор.

МИХАИЛ ЕЛИСЕЕВ

№124 от 08.07.2005, ПТ

"Коммерсантъ" в Самаре"

***