Хозяева футбола. История покупок российских команд
За относительно недолгую историю российского футбола почти все клубы успели поменять хозяев, некоторые не раз. Часто эти сделки сопровождались громкими скандалами, а их финансовые подробности никогда не разглашались. Наибольший интерес для покупателей представляют московские клубы, а также принадлежащая им недвижимость. Те же бизнесмены, кто приобретает провинциальные команды, зачастую преследуют не спортивные цели, а берут на себя социальную ответственность, ожидая от руководителей регионов преференций.
«Локомотив». Один из тех немногих клубов, кто не менял своих хозяев. Зато менялось руководство железнодорожного ведомства, которому принадлежит «Локомотив». Фундамент благополучия клуба был заложен в те времена, когда главой Министерства путей сообщения был Николай Аксененко. При нем были построены стадион и база, а стоимость этих проектов исчисляется сотнями миллионов долларов. При бывшем президенте РЖД Геннадии Фадееве в «Локомотиве» опасались, что финансирование будет урезано, но бюджет клуба возрос до 50 млн долл. в год. Теперь, с назначением на пост президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, в «Локомотиве» опять ждут перемен. Новый глава РЖД уже призвал руководителей клуба искать дополнительных инвесторов. Но, как правило, серьезные инвесторы готовы финансировать футбольные клубы только в обмен на солидный пакет акций.
«Спартак». В середине 90-х контрольный пакет акций «Спартака» находился в руках президента клуба Олега Романцева и его сына. Но к 2002 году клуб постепенно перешел к Андрею Червиченко. Бизнесмен, погасив долги и оформив в собственность «Спартака» базу команды в Тарасовке, поднял капитализацию клуба. Если бы Червиченко удалось пробить у московских властей территорию для строительства стадиона, стоимость «Спартака» возросла бы в несколько раз. Но, не сумев справиться с этой задачей, Червиченко вскоре продал контрольный пакет акций «Спартака» Леониду Федуну. Сейчас основная задача руководство та же — найти возможность построить свой стадион в Москве.
ЦСКА. Клуб, в свое время принадлежащий Министерству обороны, в середине 90-х годов больше интересовал инвесторов как придаток к вещевому рынку ЦСКА. В 1994 году клуб перешел под контроль бизнесмена Андрея Трубицина. Трубицин в 2000 году не раз заявлял, что на него оказывается давление со стороны спецслужб с целью заставить продать клуб. Интерес к ПФК ЦСКА проявляли в том числе «Аэрофлот» и так называемый «большой ЦСКА». В 2001 году было объявлено, что новыми акционерами клуба стали «АВО-Капитал» (26%), «большой ЦСКА» (25%) и офшорная фирма Blue Castle Enterprises Limited (49%), а президентом ПФК ЦСКА был назначен Евгений Гинер. Позже не раз обсуждалась возможность покупки клуба Романом Абрамовичем, но конкретных доказательств не было. Вот уже несколько лет Евгений Гинер пытается добыть разрешение на постройку своего стадиона на Песчаной улице.
«Москва». Один из самых молодых клубов премьер-лиги был создан в 1996 году, после того как завод ЗИЛ продал «Торпедо» «Лужникам» и взамен его создал новую футбольную команду — «Торпедо-ЗИЛ». В ноябре 2002 года близкий к банкротству клуб выкупил «Норильский никель», переименовав его в «Торпедо-Металлург». Позже мэр столицы Юрий Лужков дал согласие на то, чтобы команда носила название «Москва». Вместе с командой «Норильский никель» планировал выкупить стадион на Восточной улице, но это ему, похоже, до сих пор не удалось. Реконструкция спортивного сооружения не начиналась, хотя планы были огромные. Последний из них — создать на Восточной улице центр подготовки для национальных сборных России всех возрастов.
«Рубин». С 1994 года казанская команда является коммунальным учреждением «Футбольный клуб «Рубин» и финансируется из городского бюджета столицы Татарстана. Но после этого года, в котором празднуется 1000-летие Казани, не исключено, что дотации на «Рубин» будут урезаны, а сам клуб, возможно, выкупит кто-то из крупных предприятий, близких к правительству Татарстана.
«Динамо». До 2001 года контрольный пакет ЗАО «Динамо», учредителями которого выступали работники клуба, стадион и ветераны команды, не принадлежал никому. В 2001 году акции были перераспределены. Из них 50% оказались у фонда развития «Динамо» во главе с генерал-майором ФСБ Владимиром Кудияровым, 25% — у Всероссийского физкультурно-спортивного общества «Динамо», которым руководил первый заместитель директора ФСБ генерал-полковник Владимир Проничев. Остальные акции остались у старых учредителей клуба. Тогда же был подписан трехлетний спонсорский контракт с ЮКОСом на 18 млн долл. В прошлом году было объявлено, что 51% акций ЗАО «Динамо» передан компании «Федкоминвест» во главе с Алексеем Федорычевым. Не исключено, что акции в действительности переданы только в управление, а не проданы. Так что вполне вероятно, что все дорогие футболисты, купленные Федорычевым на сумму свыше 70 млн долл., принадлежат не «Динамо», а самому бизнесмену. Сейчас Алексей Федорычев работает над планами реконструкции стадиона «Динамо».
«Торпедо». Все права на торговую марку «Торпедо» в 1996 году завод ЗИЛ продал фонду, возглавляемому председателем совета директоров ОАО «Лужники» Владимиру Алешину. Летом 2003 года существовала реальная возможность покупки клуба бизнесменом Александром Мамутом. Называлась даже примерная сумма — 50 млн долл. Сделка сорвалась в последний момент — Алешина не устроила схема оплаты акций.
«Сатурн». В 90-х годах «Сатурн» финансировался из городского бюджета Раменского и местными бизнесменами. С выходом клуба в премьер-лигу основные расходы по содержанию команды взяло на себя правительство Московской области во главе с губернатором Борисом Громовым. В 2002 году «Сатурн» заключил партнерское соглашение с телекомпанией REN TV, но менее чем через два года оно было расторгнуто по инициативе клуба. В марте 2004 года было официально объявлено о заключении шестилетнего контракта на сумму 60 млн долл. с компанией «Нафта-Москва», которая ранее вела переговоры о покупке итальянского клуба «Рома». По условиям соглашения «Нафта» должна была принять активное участие в акционировании клуба. Но сделка по каким-то причинам не состоялась. Сейчас клубом интересуется литовский бизнесмен Владимир Романов.
«Шинник». Еще в начале 2004 года президент клуба, сенатор от Ярославской области Николай Тонков заявил о намерении продать команду из-за недостатка финансовых средств, но, видимо, только недавно эта проблема встала особенно остро.
Найти генерального спонсора команды пока не удается. 10 июля прошлого года «Шинник» подписал спонсорский контракт с компанией СИБУР, после чего губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын заявил, что новый генеральный спонсор найден. Спортсменам «Шинника» даже заказали майки с логотипом компании. Однако спустя некоторое время губернатор сам опроверг эту информацию, заявив на пресс-конференции, что «из-за давнего конфликта вокруг шинного завода договориться не удалось». Как известно, президент клуба Николай Тонков ранее возглавлял шинный завод и покинул эту должность после прихода нового менеджмента компании СИБУР. Корреспонденту «Времени новостей» сообщили в пресс-службе СИБУРа, что спонсорство продлится лишь один сезон. Сумма контракта не разглашается.
В настоящее время среди возможных спонсоров рассматривается несколько известных предприятий и организаций, в том числе РАО «ЕЭС России». Но пока переговоры не принесли положительных результатов. По словам губернатора Ярославской области, «нужен такой спонсор, который бы покрывал 70% всех расходов клуба». Учитывая, что бюджет команды оценивается в 14—15 млн долл., речь идет о сумме более 10 млн долларов.
Как сообщили «Времени новостей» в пресс-службе клуба, переговоры с потенциальными спонсорами продолжаются. Пока в числе крупных спонсоров «Шинника» остается компания «Ярпиво».
«Амкар». Клуб был создан при Пермском заводе минеральных удобрений в 1993 году и до сих пор большей частью финансируется за счет средств АО «Минеральные удобрения», глава которого Владимир Чупраков вряд ли когда-либо продаст свой «Амкар».
«Алания». В 2000 году «Алания» из общественной организации была превращена в акционерное общество, главным акционером которого стала Республика Северная Осетия. С тех пор две группировки вели борьбу за контроль над клубом. В конце 2003 года акции футбольного клуба были фактически переданы компании «Исток», но менее чем через год алкогольный производитель расторг соглашение с «Аланией». Место «Истока» заняло ОАО «ФАЮР-Союз», и несколько месяцев назад «Алания» едва не обанкротилась. Сейчас республика, получив нового президента, вновь взяла футбольный клуб под свое крыло, а на должность главы клуба вернулся Сергей Такоев.
«Томь». Футбольный клуб принадлежит городу и в разные годы финансировался разными компаниями. С 1995 года команду поддерживала Восточная нефтяная компания, вице-президент которой Виктор Калюжный позже помогал московскому «Торпедо». В 1999-м спонсором «Томи» стал «Востокгазпром». Сейчас поддержать команду согласилась «Томскнефть». Но в любом случае немалая часть расходов всегда лежала на областном бюджете и ни одна компания не проявляла интереса к покупке сибирской команды.
«Ростов». В 2002 году контрольный пакет акций «Ростсельмаша», принадлежащий Ростовской области, был передан владельцу компании «Донской табак» Ивану Саввиди и команда была переименована в «Ростов». Саввиди, который владеет стадионом «Олимп — XXI век», не раз подчеркивал, что это убыточный бизнес, но он готов нести расходы по просьбе губернатора Владимира Чуба.
«Терек». Чеченский клуб, президентом которого является Рамзан Кадыров, — собственность республики, хотя и финансируется целым рядом крупных компаний федерального значения. Пока сложно себе представить ситуацию, в которой кто-то купил бы себе этот футбольный клуб.
Алексей БЕЛОВ, Ярославль, Андрей ВДОВИН, Константин ИВАНОВ
Время новостей
N°120
07 июля 2005
***