Автомобили «Ока»: 20 лет жизни
Ровно 20 лет назад, в начале июля 1985 года на Волжском автозаводе было принято решение о создании мощностей по производству новой модели легкового автомобиля особо малого класса с приводом на передние колеса.
В последствии этот автомобиль получил имя «Ока» и вполне счастливую судьбу. Первое время в небольшом количестве эти машинки выпускались в Тольятти. С 1986 по 1995 год на АВТОВАЗе было собрано около 20 тысяч микроавтомобилей. Параллельно с тольяттинской сборкой началась организация производственных площадок в Серпухове («СеАЗ») и Набережных Челнах в составе ПО КАМАЗ («ЗМА»). Сейчас, потенциально производственные мощности на этих предприятиях позволяют собирать существенно большее количество автомобилей, нежели то, которое может обеспечить АВТОВАЗ своими поставками силовых агрегатов для «Оки» (60 тыс. шт. в год). Это обстоятельство плюс «ценовая вилка» которая не позволяет развивать продажи, видимо и послужили сигналом к переходу в 2005 году заводов «ЗМА» и «СеАЗ» к новым собственникам. Что они сделают с «Окой» покажет время. А пока вернемся к истории.
К середине 90-х годов, когда производство «Оки» в Тольятти было окончательно свернуто, а все оборудование передано в Серпухов, объемы продаж этой модели на российском рынке составляли 12-15 тысяч автомобилей в год. Существенный рост производства и продаж автомобилей «Ока» начался с 1997 года, когда объемы реализации выросли более чем в два раза. И в дальнейшем, вплоть до 2001 года темпы прироста производства и продаж были достаточно высоки – по 15-20% в год. В последние три года рост объемов реализации, выйдя на предельный уровень в 55-60 тысяч штук в год, несколько замедлился и составлял всего 2-3%. В 2004 году на российском рынке было реализовано 60,6 тысяч автомобилей «Ока», что на 2,2% больше, чем годом ранее. В том числе, «ЗМА» реализовал 41,2 тысячи автомобилей, а «СеАЗ» 19,4 тысячи штук. Около 30% произведенных и проданных автомобилей «Ока» в прошлом году было выпущено в специальном исполнении для инвалидов. В целом же, потребность российского рынка в недорогом микроавтомобиле, с учетом социальных программ поддержки населения, эксперты оценивают в 120-150 штук в год. Импортных аналогов по цене для «Оки» фактически нет. Ближайший импортный конкурент Daewoo Matiz минимум в 2,5 раза дороже. На предприятиях (АВТОВАЗ, ЗМА, СеАЗ) долгое время искали пути увеличения производства этой модели. В Набережных Челнах к «Оке» адаптировали два новых двигателя – Мелитопольского завода и импортного производства. Автомобили с такими моторами в единичных количествах уже даже начали выпускаться. Тем временем, в научно-техническом центре АВТОВАЗа разработали новую версию «Оки», получившую рабочее название «Ока-2». Правда, судьба ее, окончательно еще и не решена, и когда эта модель начнет выпускаться не ясно. Появлялась информация что ее «заметил» мэр Москвы Юрий Лужков и тут же московский «ЗИЛ» проявил интерес к производству микролитражных автомобилей. Но, каких именно — пока остается загадкой.
Ну что же, LADAONLINE искренне поздравляет всех создателей, конструкторов, технологов и других специалистов, приложивших руку к этому автомобилю, ставшему для многих первым транспортным средством в жизни, а также всех нынешних владельцев «Оки», которых насчитывается по России свыше 350 тысяч с 20-летним юбилеем их «малышки»!
*