(Би-би-си). Вечером в понедельник в Самарской области завершился знаменитый Грушинский фестиваль бардовской песни, который проводится уже в 32-й раз. Что заставляет каждый год более 100 тысяч человек бросать все свои дела и в первые выходные июля собираться под открытым небом, мокнуть под дождем, месить грязь и терпеть другие бытовые неудобства? >>>

Однозначного ответа на этот вопрос нет, потому что каждый едет на Мастрюковские озера со своей целью: одни — из-за любви к туристической романтике, другие — чтобы сменить обстановку и расслабиться, третьи просто хотят приобщиться к легендарному музыкальному форуму с многолетней историей.

Ребята, те, кто считает, что «Груша» отмирает, — сидите дома

Борис Кейльман, президент Грушинского клуба

Грушинский, который формально существует как крупнейший в мире бардовский фестиваль, уже не удивляет своим размахом и излишней для такого рода мероприятий цивилизованностью.

Последнее время истинные поклонники бардовской песни говорят о том, что дух авторской песни, ради которого ежегодно в Самарской области и собирается большинство фестивальных гостей, постепенно исчезает. Впрочем, доказательством обратного служат новоиспеченные лауреаты «Груши», среди которых есть даже дети.

По поводу разговоров о скорой кончине фестиваля президент Грушинского клуба Борис Кейльман сказал так: «Ребята, те, кто считает, что «Груша» отмирает, — сидите дома. Оставьте больше места тем, кто без этого праздника не может прожить».

«Сколько лет живет фестиваль, всегда кто-то говорит, что он отмирает. Что-то долго он отмирает, вам не кажется? Процесс умирания обычно длится какой-то определенный период, когда же он перевалил уже за 30 лет, мне хочется сказать известную фразу: «Не дождетесь!» — говорит Кейльман.

«Сухой» закон

Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина — уникальное явление культуры, родившееся более 30 лет назад на самарской земле.

В этом году фестиваль посетили 100 тысяч человек

По мнению оргкомитета фестиваля, сейчас он находится на пике своего развития и многие интересные события еще впереди, а средства многочисленных спонсоров и жертвователей свидетельствуют о поистине всенародной массовой поддержке фестиваля.

2005 год ознаменовался приездом на фестиваль более 100 тысяч человек. С одной стороны, это на 20 тысяч меньше, чем, к примеру, в прошлом году. С другой стороны, организовать минимальные бытовые удобства для такой массы людей не так уж просто.

Помогли многочисленные спонсоры, а также немалый опыт, накопленный оргкомитетом за последние годы. Пару лет назад даже была озвучена идея о капитальном строительстве на Поляне гостиниц для гостей фестиваля.

К счастью, «оцивилизовывание» Грушинского не зашло слишком далеко. Хотя купить здесь можно практически все, начиная от шнурков и заканчивая полным туристическим снаряжением.

Несмотря на то, что разжигание костров было официально запрещено, в каждом лагере был свой «огонек». Правда, огонь, скорее, был данью туристической традиции, так как готовили пищу на костре немногие — большинство утоляли голод и запасались провиантом в торговых палатках, где не было разве что крепких спиртных напитков, на продажу которых был наложен строгий запрет.

Более четырех сотен

Некоторые едут на фестиваль из любви к туристической романтике

Упорно муссирующиеся слухи о том, что со всех приезжающих на Грушинский фестиваль будут собирать плату за вход, оказались беспочвенны. По-прежнему финансовая сторона организации фестиваля решается за счет спонсоров.

Как всегда, брали плату за въезд личных автомобилей и установку торговых палаток. Справедливости ради надо отметить, что в этом году впервые за многие годы оказался без генерального спонсора. К слову, пакет генспонсора стоит 5 млн. рублей.

Впрочем, главное, ради чего организуется фестиваль — это песни. Члены жюри во главе с бардом Вадимом Егоровым прослушали 425 человек, из которых и были отобраны лауреаты. Кроме того, перед Горой выступил целый ряд известных музыкантов.

Илья Чернышев

для bbcrussian.com

понедельник, 04 июля 2005 г., 09:56 GMT 13:56 MCK

Би-би-си

***