(ВН). Частные фирмы в скором времени смогут получить в пользование стратегически важные объекты — автодороги, трубопроводы, морские порты и аэропорты — то, что нельзя приватизировать, но где необходимы существенные финансовые вливания. Во многих странах спасением в таких случаях становится концессия — аренда, подряд, инвестиционное соглашение, франчайзинг, вместе взятые. Законопроект о концессионных соглашениях депутаты Госдумы одобрили на прошлой неделе во втором чтении.

Сегодня в государственном секторе экономики существуют объекты, которые по своему характеру не подлежат приватизации, но вызывают трудности в управлении, имея мизерную доходность от эксплуатации. Если законопроект-долгожитель (первое чтение он прошел еще в 1996 году) будет окончательно принят, частный бизнес сможет получить в управление автомобильные дороги, объекты железнодорожного, трубопроводного, морского, речного и воздушного транспорта, коммунальную инфраструктуру (разные трубы: водо-, тепло-, газоснабжения, системы утилизации мусора и очистки сточных вод, а также объекты лечебно-профилактического назначения, например больницы, профилактории или санатории, стоящие на скважинах с минеральной водой. Подписывая договор концессии, государство, так же как и бизнес со своей стороны, будет нести ответственность за его исполнение.

Полгода назад депутаты чуть было не приняли локальный законопроект о концессиях применительно лишь к сфере жилищно-коммунального хозяйства в рамках пакета о рынке доступного жилья. Однако по просьбе правительства документ сняли с обсуждения. Министерство экономического развития и торговли тогда заявило, что закон о концессиях только в ЖКХ принимать нецелесообразно, а надо писать новый общий закон, внося одновременно изменения в гражданское право.

В переписанном законопроекте появилось четкое ограничение, что на недра концессии распространяться не будут. Первоначальный же вариант законопроекта, внесенный в Думу десять лет назад, все это время пропылился на полках не без усилий нефтегазовых лоббистов, опасающихся потерять лицензионные соглашения, если месторождения будут передаваться на новых концессионных условиях.

Законопроект, как водится, не без изъянов. Четких гарантий бизнесу в неизменности заключенного соглашения с государством не прописано. Как написано в пояснении к проекту, инвесторы будут гарантированы от произвола чиновников, имеющих возможность отозвать любую лицензию, в то время как концессионный договор будет расторгаться исключительно в судебном порядке. Но трудно ли будет заинтересованным ведомствам в Москве или губернаторам на местах добиться нужного судебного решения? Достаточно вспомнить, что концессии широко использовались в советской России в период НЭПа — в 20-е годы прошлого века. Но где потом остались гарантии государства — всем известно.

Бизнес пока довольно осторожно относится к возможности вступать в договорные отношения с государством. Управление объектами ЖКХ, больницами и канализационной системой тоже выгодное дело при грамотном менеджменте, однако в силу того, что такие объекты несут еще и социальную нагрузку, для инвестора это может оказаться довольно существенным отягощением. Не факт, что инвестору более привлекательным покажется вложение денег в старый подмосковный санаторий, а не в новый спа-центр. Стимулы для потенциальных инвесторов в проекте закона обозначены недостаточно ясно. В частности, ожидается ли снижение платы за пользование землей, водными объектами и лесофондом на взятой в концессию территории, будут ли налоговые льготы (что маловероятно), с кем договариваться (с учетом идущей административной реформы) и с кем подписывать соглашения.

По словам главы комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Валерия Драганова, предметами концессионных соглашений скорее всего могут быть объекты дорожной, придорожной, инженерной инфраструктуры. ЖКХ же сильно зависит от прихоти местных властей. Тем более что частник не сможет произвольно устанавливать и повышать цены на услуги, так как существуют ограничения в ценообразовании коммунальных услуг. Вице-спикер Георгий Боос, правда, настроен более оптимистично. В мировой практике, по его словам, есть механизмы, позволяющие рассчитывать срок концессии таким образом, чтобы концессионер окупил свои затраты и получил прибыль на произведенные им вложения.

Ирина СКЛЯРОВА

Время новостей

N°118

05 июля 2005

Время новостей

***