Как стало известно „Ъ“, руководство республики Татарстан планирует объединение трех республиканских вузов – Казанского государственного педагогического университета (КГПУ), Казанского государственного гуманитарного института (КГГИ)и татаро-американского регионального института(ТАРИ) – в одно учебное заведение. По мнению источников „Ъ“, это позволит республике сохранить подлежащих ликвидации КГГИ и ТАРИ, присоединив их к вузу федерального подчинения КГПУ. Однако Минобразования РФ может признать такое объединение незаконным.

В минувшую пятницу в КГПУ состоялась конференция, на которой были внесены изменения в Устав вуза, касающиеся его названия – КГПУ был переименован в Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет (ТГГПУ). Как сообщил „Ъ“ ректор Казанского государственного педагогического университета Зямиль Нигматов, решение о переименовании вуза было принято руководством республики по согласованию с Федеральным агентством по образованию Министерства образования и науки РФ. Ректор пояснил, что смена названия не является простой формальностью – по его словам, за этим должно последовать преобразование структуры университета. «Президент республики предложил присоединить к нашему университету Татарский государственный гуманитарный институт (ТГГИ) и Татаро-американский региональный институт (ТАРИ), чтобы в перспективе мы могли готовить не только учителей, но и специалистов для наиболее востребованных отраслей экономики и социальной сферы», — сообщил господин Нигматов.

В присоединяемых вузах отношение к предстоящей реорганизации неоднозначное. Проректор ТГГИ Рамиль Мингазов назвал предполагаемое слияние «трагедией и катастрофой», и, комментируя инициативу республиканских властей, заявил „Ъ“: «По их мнению, это оптимизация, по нашему – просто ликвидация». Он рассказал, что за 13 лет своего существования ТГГИ выработал оригинальные методики обучения, позволяющие давать конкурентоспособное высшее образование на татарском языке, и готовить, таким образом, кадры для национальных школ не только в республике, но и за ее пределами. По прогнозам господина Мингазова, в случае слияния с педуниверситетом многие факультеты ТГГИ «будут проглочены, и соединение двух однотипных кафедр приведет к тому, что наши специалисты окажутся не у дел». Также, по его мнению, в новом вузе федерального значения неизбежно сократится региональный компонент образовательной программы. А, следовательно, «ноу-хау» ТГГИ – углубленное изучение татарской истории и методики преподавания на татарском – будет утрачено.

Вместе с тем руководители вузов признают, что правительство республики делает вынужденный шаг. По мнению Зямила Нигматова, причиной слияния является новое федеральное законодательство, согласно которому вузы в России могут быть государственными либо негосударственными (частными или общественными – „Ъ“). Таким образом, вузы регионального значения, каковыми до сих пор являлись ТГГИ и ТАРИ, ликвидируются. В новых условиях ликвидация не грозит только КГПУ, который был и остается вузом федерального подчинения, и финансируется из федерального бюджета. По мнению экспертов „Ъ“, присоединение к КГПУ двух региональных вузов, которые республике не хочется ни ликвидировать, ни передавать в частные руки – наилучший выход для правительства РТ. Кроме того, отмечают эксперты, в случае слияния решится также проблема финансирования нового университетского здания на улице Татарстан в Казани – строилось оно на республиканские деньги, однако содержать его планируется за счет федеральных средств.

Впрочем, решение об объединении вузов нельзя назвать состоявшимся до тех пор, пока правительство республики не согласует его с Федеральным агентством по образованию. В ФАО „Ъ“ заявили, что информации о слиянии трех татарских вузов к ним пока не поступало. Ректор ТАРИ Диляра Шакирова сообщила „Ъ“, что по ее сведениям, «правовое управление Министерства образования и науки РФ считает такое объединение противоречащим закону». Какой закон имеется в виду, госпожа Шакирова не уточнила, сообщив, что в ближайшее время она собирается в ФАО «как раз для прояснения ситуации». «Лучший выход сейчас, по моему мнению — дождаться осени, когда должен быть принят пакет законов, уточняющий все эти тонкости», — заявила она „Ъ“. В Министерстве образования и науки РТ отказались официально комментировать ситуацию.

„Ъ“ будет следить за развитием событий.

ЕКАТЕРИНА ВОРОБЬЕВА

«Коммерсантъ» в Казани» №121 от 05.07.2005

"Коммерсантъ" в Казани"

*