Минувший июнь для москвичей мог оказаться едва ли не самым инфекционным за последнее время. Заразу можно было подцепить после отключения электроэнергии и выброса фекальных стоков в Москву-реку, испив гепатитного пивка ржевского розлива или, наконец, получив от коллег, прилетевших из-за рубежа, какой-нибудь сувенир. Пронесло.

О том, чего же жителям столицы следует все-таки опасаться и что делают власти для того, чтобы обезопасить их от всяких напастей, корреспонденту «РГ» рассказал главный государственный санитарный врач Москвы Николай Филатов.

Российская газета | Эпидемия гепатита добралась до столицы — заболели 7 человек. Предположительно, все они пили ржевское пиво. Есть ли угроза дальнейшего распространения инфекции среди москвичей?

Николай Филатов | У вас устаревшие сведения. Мы выявили уже 14 человек, больных гепатитом. Все они заразились не в столице, а в Тверской области. В Москву приехали уже с симптомами болезни. И как удалось установить совершенно точно, да, причина заболевания — ржевское пиво.

После расследования вспышки гепатита среди населения Тверской области реализация этих напитков в Москве, Московской, Смоленской и Тверской областях была запрещена.

Тем не менее инспекторы столицы провели внеплановые обследования предприятий торговли и общественного питания, включая объекты мелкорозничной торговли. Обследовали более 1700 предприятий потребительского рынка — изделий «Ржевпиво» не обнаружено. Так что пиво, купленное в Москве, гепатитом не грозит. А вот опасность того, что эту заразу снова могут сюда привезти, существует. Ведь в этом году в городе в общей сложности выявлено 1130 больных, в том числе 164 ребенка. Почти половина из них подхватили инфекцию в основном в соседних областях.

РГ | Но ведь невозможно держать под контролем всех приезжих. Проводится ли профилактика среди потенциальных больных?

Филатов | Конечно. Каждый день в Москве инспекторы отслеживают рост числа заболевших. Пресечь распространение этой опасной болезни помогло и принятое еще в начале года постановление Главного государственного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко «О состоянии заболеваемости вирусным гепатитом А и мерах по ее снижению». В соответствии с ним людей, входящих в зону риска, прививают. Эта работа организована во всех столичных округах. В зоне внимания санитарной службы оказываются прежде всего приезжие из областей, где был зафиксирован очаг инфекции, персонал и дети из домов ребенка и интернатов, работники сферы обслуживания в организациях общественного питания, обслуживающие водопроводные и канализационные сооружения. Прививают и тех, кто собрался на отдых в «заразные» районы и страны. Сейчас привито уже более 3,5 тысячи человек.

РГ | Допустим, человек плохо себя почувствовал. Ему кажется, что он просто отравился. Но мучают и сомнения: а вдруг это гепатит А? Как в этом удостовериться?

Филатов | Заранее волноваться не стоит, но лучше, конечно же, при таких подозрениях обратиться к врачу. Первые признаки гепатита — боль в печени, диарея и рвота. Возбудители этой вирусной инфекции передаются через воду, пищевые продукты, предметы обихода, а также грязные руки. Мой совет покажется кому-то банальным, и все-таки я его дам: соблюдайте элементарные правила личной гигиены. Ни при каких условиях не пейте сырую воду, особенно в «заразных» областях, купайтесь только в специально разрешенных местах. Перед употреблением различных даров природы (зелени, ягод, фруктов, овощей) обязательно тщательно их вымойте, причем лучше в проточной воде. Все эти дары природы собирают ведь, как правило, голыми руками. Кто гарантирует, что человек, который их собрал или продает, не болен? Ну и, разумеется, не поддавайтесь искушению попробовать красивую ягодку на рынке прямо с прилавка.

РГ | Значит, воду из-под крана все-таки лучше не пить, потому что в ней могут находиться возбудители гепатита?

Филатов | Я этого не сказал. Сегодня в московской питьевой воде нет инфекций, способных причинить вред здоровью людей. Все водопроводные станции работали и работают в обычном режиме. Качество воды, выходящей со станции в город, отвечает требованиям СанПиН «Питьевая вода». Если мы найдем какую-нибудь гадость, обязательно сообщим об этом населению.

РГ | Удалось ли ликвидировать последствия фекальных выбросов в столичные водоемы после майского энергетического кризиса? Ведь прошел уже месяц.

Филатов | Наши инспекторы Роспотребнадзора каждый день проверяли качество воды в Москве-реке в районе Курьяновской станции аэрации и в 500 метрах ниже по течению. Новости хорошие. Концентрация аммиака заметно снизилась. И все-таки по результатам микробиологических исследований пробы воды пока не соответствуют требованиям санитарных правил для водоемов второй категории водопользования, то есть для использования их в рекреационных целях. На всякий случай мы постоянно контролируем и другие водоемы, особенно где горожане любят купаться. Слава богу, возбудителей кишечных инфекций там не обнаружено. Но из-за микробиологических показателей в зонах отдыха «Тропарево» и «Борисовские пруды» купание пока запрещено.

РГ | Коснется ли жителей столицы другая экологическая катастрофа? Несмотря на заграждения, тонны мазута, разлитого в Тверской области из-за железнодорожной аварии, медленно, но продвигаются к Москве.

Филатов | Волноваться пока рано. Расстояние от места аварии до водозаборов водопроводных станций Москвы — 275 километров. Пока вода с Вазузы доберется до столицы, пройдет около месяца. Но и тогда мы не допустим попадания мазута в питьевую воду. Конструктивная особенность московских гидротехнических систем водоснабжения практически исключает попадание нефтепродуктов на водозаборы города. В настоящее время содержание нефтепродуктов в воде Иваньковского водохранилища (более 6 км от Москвы) и канала имени Москвы не превышает фоновых значений.

РГ | И все-таки расскажите, чем опасны нефтепродукты при попадании в воду?

Филатов | При попадании в речную воду они образуют пленку, нарушается кислородный баланс в воде. Это может вызвать гибель всех рыб. Пить такую воду ни в коем случае нельзя. Кроме того, попав на водопроводные сооружения, нефтепродукты могут вызвать нарушение технологического процесса очистки воды и даже вывести оборудование из строя. Но я еще раз подчеркну: столица этого не допустит.

«Российская газета» №142 (3811), 4.07.05

*