*Путин, Ширак и Шредер встретились в Светлогорске

*»Шариат» грозит Москве

*Словарь российских олигархов

Большая политика на фоне волн

Пресса комментирует российско-французско-германский саммит, состоявшийся в Светлогорске, на берегу Балтийского моря.

«Независимая газета» подчеркивает, что «в океане европейской и мировой политики сейчас сильно штормит» и что «участники «европейской тройки» сочли необходимым найти время для доверительного анализа ситуации, поисков возможностей взаимной поддержки в трудный час, как в силу кризисных национальных, так и международных обстоятельств».

Издание отмечает, что целью встречи являлось «обсуждение актуальных международных вопросов» в контексте открывающегося в среду саммита Большой восьмерки в Шотландии.

По мнению газеты, «в этом «клубе» возникли новые разделительные линии». К ним газета причисляет кризис ЕС, списание долгов беднейшим странам и рост нефтяных цен.

«Согласованная позиция «тройки» может сыграть в Глениглсе свою роль. Мнение Москвы по этому комплексу проблем приобретает в конкретной обстановке дополнительный вес, особенно важный для ее немецкого и французского партнеров. Но, с другой стороны, Кремлю, принимающему к тому же эстафету «восьмерки-2006″, требуется в Шотландии весьма тонкая дипломатия, не ангажированная в чью-либо пользу, кроме своих национальных интересов», — считает «Независимая».

«Газета» акцентирует внимание на том, что президенты Литвы и Польши «обиделись на российского президента за то, что он не пригласил их на юбилей города. Путину пришлось объяснить, что этот праздник — событие внутрироссийское».

«Известия» не без ехидства отмечают, что на просьбу журналистов прокомментировать отсутствие на торжествах в Калининграде президентов Литвы и Польши и Шредер, и Ширак единодушно заявили, что «не поняли, о чем идет речь».

«Пресс-секретарю французского президента от таких откровений даже стало дурно. Пока еще столпы европейской политики — Шредер и Ширак — фактически нарушили главный принцип Европейского союза: соблюдение единой внешней политики. Но Шредер и Ширак подтвердили тезис Путина, что формат тройки не предусматривает присутствия третьих стран», — пишет газета.

По мнению газеты «Коммерсантъ», не стоило обольщаться, что деликатная тема отношений с Балтией и Польшей закрыта. «Ведь очевидно же всем, что совершенно не случайно все так совпало, что главы трех государств встретились именно в Калининграде во время празднования его 750-летия. Скорее уж стоило признаться, что Герхарда Шредера Владимир Путин хотел пригласить — и пригласил, а Александра Квасьневского и не собирался.»

Газета иронизирует , что «когда все уже встали, господин Путин, тоже понимая, что пресс-конференция сложилась куда хуже, чем хотелось бы, в отчаянной попытке исправить положение громко сказал вдогонку встающим журналистам: «Добавлю, что Россия на днях была единогласно принята в члены организации «Исламская конференция». Надеюсь, что и с этих позиций мы сможем внести позитивный вклад в решение иракской проблемы.» «Усугубил», — таким кратким резюме заканчивается газетная статья.

Моджахеды угрожают Москве

Пресса комментирует угрозу дагестанского ваххабитского джамаата «Шариат», взявшего на себя ответственность за теракт в Махачкале против спецназовцев из отряда «Русь» внутренних войск МВД РФ, «перенести военные действия на территорию России».

«В заявлении информационного департамента «Шариата», опубликованном на одном из удуговских сайтов, сообщается также о том, что «на заседании Шуры Исламского джамаата Дагестана принято решение о переносе военных действий на территорию России и высадке десанта дагестанских моджахедов в Москве для проведения в столице России диверсионных операций», — пишет «Газета».

«Независимая газета» отмечает, что реакции официальных структур на заявление дагестанских боевиков не последовало. Так, в ЦОС ФСБ в ответ на просьбу «НГ» прокомментировать это заявление посоветовали обратиться с официальным запросом, который будет рассмотрен в течение ближайших дней.

«Не удалось получить комментарий и в пресс-центре МВД РФ. Единственным источником официальной информации на этот счет стал председатель Мосгордумы Владимир Платонов. Он заявил, как передало «Эхо Москвы», что меры безопасности в Москве в связи с заявлением боевиков могут быть усилены», — пишет газета.

По ее мнению, похоже, что дагестанские террористы действуют совершенно автономно (хотя и ссылаются на «приказ амира Абдул-Халима») или же единого центра по руководству деятельностью боевиков на Северном Кавказе нет.

«В последнее верится с трудом, учитывая, что боевики свободно перемещаются из одной республики в другую, что их отряды интернациональны, а в масштабных терактах участвуют отряды, прибывающие на место предстоящей акции из разных республик региона», — пишет «Независимая газета».

Газета приводит мнение старшего научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношения РАН Александра Умнова, что «чеченский и дагестанский ваххабизм не объединены. Ваххабизм на Северном Кавказе имеет очаговый характер. Как и когда-то в Саудовской Аравии, ваххабизм здесь является оппозиционным движением, направленным против традиционного ислама и против власти. В принципе в Дагестане и Чечне ваххабизм — это одно направление, но оно не имеет единого лидера».

Бабья доля подсиделки

«Новая газета» продолжает составлять словарь российских олигархов. «Составление словарика российской бизнес-элиты оказалось увлекательным занятием», — пишет газета.

Газета вспоминает, что началось все спонтанно. В ресторане обсуждался какой-то бизнес-вопрос, один из участвующих в диалоге зачем-то сообщил, что отправил своего вице-президента из Москвы. Объявил он об этом следующим образом: «Я своего отправил в Горки-0».

Как известно, Горки-1, 2, 3 и далее — престижные со времен Сталина места дачного поселения в Подмосковье. Но не ищите нулевые Горки в районе Волоколамского шоссе. Их там нет, поскольку этой цифрой обозначают Швейцарию — место, как известно, гористое. Это — во-первых, а во-вторых, любая серьезная дача (даже в Подмосковье) начинается с этой милой страны — капитал-то там.

Есть, правда, и еще одно место, где скрываются российские деньги, только — вместе с их владельцами. Называется — ЗаБЕТОнной стеной (Земля обетованная — Израиль).

Думать об этих двух точках на карте российскому олигарху приходится постоянно, поскольку в России бизнес — что минное поле: сам не знаешь, куда можешь вляпаться. Ладно, поскользнешься, а то ведь можно и дать Дубова (отправиться в изгнание. Образовано от фамилии двух известных российских бизнес-скитальцев). И вот в этом случае в Горках-0 и за «стеной» все должно быть готово.

Кто раскладывает коровьи лепешки по дороге к успеху — очевидно: конкуренты, подчиненные, чиновники и женщины. Соответственно, для обозначения отношений с данными категориями граждан существует своя лексика.

Когда в России только начинался большой бизнес, еще не была распространена практика заключения брачных контрактов, и потому имущество многих владельцев нефтяных скважин, терминалов и металлургических заводов наполовину принадлежит их женам — согласно Семейному кодексу. Вот вам и бомба с часовым механизмом под бизнесом, и намек на возможный будущий передел. Ничего не поделаешь: рано или поздно наступает такое время, когда ребра седеют и обрастают бородой, и тогда жена из объекта меблировки, регулярно требующей денег, превращается в серьезную проблему.

Проблема в том, что 50% нажитого в поте своего и чужих лиц олигарху или серьезному пассажиру не принадлежат. Они принадлежат его половине. И половина половины называется бабья доля.

Это та самая доля, на которую, может быть, сама жена и не претендует (что иногда бывает, поскольку просто не знает, что с ней делать, раз деньги в доме размножаются как-то сами по себе), но которую очень хочет заполучить партнер олигарха или его конкурент. Чтобы провернуть операцию «было ваше, стало наше», нужен передел, а для передела — развод и дележ собственности с последующей покупкой у жены того, что ей ни к чему.

Вот и придумываются хитроумные планы, чтобы рассорить и развести олигархическую семью: подсылаются люди, подкидываются фотографии мужа в сауне или на курорте. И если спецоперация проходит успешно, олигарх вынужден отстегнуть бабью долю.

Конечно, в основе подобной сделки нет никаких законных соглашений между женой олигарха и тем, кто намеревается заполучить ее долю. В лучшем случае заключают джентльменский контракт — это бумага, но ее нельзя показать в суде. Потому что она написана, как сказали бы раньше, по понятиям, а не по закону. Что — серьезнее: от закона можно откупиться, от понятий — нет (это даже жены понимают). Если все проходит нормально, то документ так и хранится в сейфе.

Но не всегда все срастается. Во-первых, хозяйка бабьей доли может запросить астрономию (то есть страшным образом завысить цену). Во-вторых, спецоперация по разводке олигарха на жену может закончиться КАТАРактой (неудачно спланированная операция с печальным концом): развода не случится, а партнер засветит свои недружественные намерения, за что потом получит неизгладимые впечатления от клизмы из толченого стекла (ряд экстренных и грубых действий, которые приводят к серьезным неприятностям).

К КАТАРакте могут привести и шорки (офшорные компании, в которых спрятано имущество разводимого олигарха) — ведь в этом случае бабья доля сведена к однокомнатной квартире и старому холодильнику. Тогда все вложения конкурента-партнера, потраченные нервы и время окажутся бессмысленными, а сам партнер, решивший кинуть товарища, тут же получает определение подсиделки (человек, который был в доле и скрысятничал. Употребляется только в женском роде), и развод (финансовый) осуществляется уже с ним. Хотя могут и просто морду набить…

Естественно, олигархическое общение с женщинами не ограничивается женами. Жены — это первый состав, с которым редко появляются в обществе, поскольку есть еще второй состав и третий.

Если в разговоре с серьезным пассажиром вы услышите следующую фразу: «Я сегодня ужинаю со вторым составом», то знайте: человек имеет в виду постоянную любовницу (которых, впрочем, может быть несколько). Ответ, чтобы не уронить реноме, должен звучать так: «О, а я-то с третьим». Третий состав — короткий роман.

Словарь современной бизнес-элиты

Карликовый олигарх — тот, кто еще не попал в список «Форбса», как правило, — сателлит настоящего олигарха.

Купить яйца — крупная сделка с прицелом на будущее, долгосрочное капиталовложение, одобряемое властью.

Ловить мышей, сечь поляну, быть в теме — разбираться в чем-либо.

Пассажир — участник бизнес-процесса. Бывает: серьезный (с большими деньгами, но еще не олигарх), никчемный (без денег и потому их постоянно клянчит), просто пассажир (деньги есть, но для серьезного бизнеса их недостаточно).

Президенты — доллары.

Пустой-как-барабан — человек абсолютно без денег.

Пушить (от английского to push) — оказывать давление на кого-либо, целенаправленно доставать человека, пока он не сделает необходимого.

Обзор подготовила Изабелла Аладышева,

Служба мониторинга Би-би-си

Би-би-си

*