С 1997 года он руководил главным управлением труда областной администрации, а до этого более двадцати лет проработал на промышленных

предприятиях губернии. Г-н Свешников рассказал Репортеру о перспективах ведомства и том, как оно уже взаимодействует с депутатами различных уровней.

Министр и министерство

— Насколько неожиданным оказалось для вас назначение на пост министра промышленности?

— Любое назначение — всегда неожиданность. Но, конечно, не было такого аврала, чтобы в одночасье меня приказом назначили в министры… Мне предложили занять эту должность, я обдумал предложение и согласился.. С одной стороны, это приятно, что тебя видят, твою работу ценят, но с другой стороны — ответственность очень велика. Правда, меня это скорее стимулирует работать еще лучше, еще активнее. Тем более что с проблематикой я знаком хорошо и не понаслышке. С1975 по 1987 год я работал на Жигулевском радиозаводе, прошел путь от мастера до заместителя руководителя предприятия. А с 1987 по 1996 год я работал главным инженером на самарском заводе «Рейд».

— В чем сегодня вы видите задачи государственного органа исполнительной власти в сфере промышленности, где большинство предприятий являются акционерными обществами?

— Сегодня нет возможности прямого администрирования, нет области для применения командных методов и работа строится на совершенно иных принципах. Есть у нас на федеральном уровне Министерство промышленности, науки и технологий, есть государственная программа поддержки промышленности и есть задача наладить на региональном уровне нормальное взаимодействие с предприятиями в плане законотворчества, касающегося промышленной политики и разработки областных целевых программ.

Да, не все предприятия сегодня являются собственностью государства, но по крайней мере в оборонном комплексе — а это около 30 предприятий — во всех предприятиях есть доля участия государства, а порядка семи из них вообще являются казенными. Поэтому сегодня, говоря о задачах министерства, можно говорить, например, о взаимодействии с Минобороны по тем предприятиям, которые расположены на территории нашей области. И в любом случае нужно исходить из того, что Самарская область была, есть и будет промышленной областью. Сегодня более 80% населения у нас живет в городах и более 30% (а это более миллиона человек) работает на промышленных предприятиях -крупных, средних, акционированных, неакционированных, поэтому поле для деятельности органов государственной власти большое.

Самарская губерния в первой»пятерке»

— Говоря о взаимодействии в сфере законотворчества, нельзя не вспомнить наш региональный закон о промышленной политике, который принимался долго и трудно, губернатор возвращал его в губернскую Думу на доработку, даже специальная согласительная комиссия по доработке этого

закона была создана. Тем не менее даже сами разработчики называют его рамочным и не имеющим финансовой подкладки. На ваш взгляд, — насколько этот закон жизнеспособен?

— Мое мнение таково: если мы не хотим в перспективе стать страной-придатком к мировому сообществу, страной, которая поставляет на мировые рынки в основном сырье, если мы хотим вступить в ВТО и занять в этой организации достойное место, то мы должны развивать промышленность, должны способствовать этому на всех уровнях. Мы должны стать поставщиками преимущественно высокотехнологичных товаров, что невозможно без государственной поддержки наукоемких высокотехнологичных производств. И не только вооружений.

Поэтому сегодня государство просто не может на 100% уйти из экономики и предоставить ее самой себе — и эта позиция видна даже по структуре федерального правительства, где существует должность вице-премьера, курирующего вопросы развития и поддержки промышленности. Поэтому пусть наш региональный закон пока рамочный — он нужен, он необходим, более того, он может стать той площадкой, на базе которой будет в конце концов разработан и федеральный закон о промышленной политике.

Не может быть нерегулируемых экономических процессов, и уже сегодня на уровне федерации разрабатывается концепция государственной политики в области промышленности, причем разрабатывается с привлечением лучших специалистов в области экономики, ученых и тех людей, кто непосредственно работает в промышленности. Вопрос промышленной политики крайне серьезен, и особенно сегодня, в переходный период

— Проведен ли уже анализ ситуации: как выглядит Самарская губерния в качестве промышленного центра на фоне других регионов Приволжского федерального округа?

— В 2003 году темпы роста промышленности у нас по крупным и средним промышленным предприятиям увеличились на 20,1%.

Согласитесь, это немало Физический объем производства по отношению к 2002 году также вырос и составил в 2003 году 104.9%. Мы по итогам года сохранили свои лидирующие позиции по объему промышленного производства среди регионов ПФО — у нас 1 место в ПФО, где в 2003 году мы произвели более четверти всей промышленной продукции, и стабильное 5 место среди всех субъектов Российской Федерации. Впереди нас по этому показателю — объему промышленного производства — только Тюменская область. Москва. Московская область и Свердловская область. Причем от Московской области мы отстаем всего на 1.1%.

Предприятия объединяются и кооперируются

— Как складываются у вас отношения с руководством областного Союза работодателей, с руководителями крупных предприятий? Каким образом вы собираетесь с ними взаимодействовать как министр промышленности?

— Если говорить о личных отношениях — отношения хорошие. Многих руководителей предприятий я знаю давным-давно, еще со времен работы на жигулевском радиозаводе и на заводе «Рейд». Конечно, нормальные, стабильные личные отношения в работе тоже помогают. А о взаимодействии — я и раньше, возглавляя главное управление труда, по очень широкому спектру вопросов с ними работал. Это и вопросы своевременной выплаты заработной платы, и кадровая политика, и социальные гарантии для работающих, и финансовое оздоровление предприятий. Сегодня круг этот еще расширился — мы говорим о загрузке предприятий, о внедрении в производство новых технологий, об освоении выпуска новых изделий, о модернизации предприятий и создании интегрированных структур.

— Вот как раз об интегрированных структурах — на каком этапе сегодня находится создание оборонного холдинга, в который, как предполагается, войдут несколько предприятий, расположенных на территории губернии?

— Сейчас на самом высоком уровне изучается возможность создания в нашем регионе интегрированной структуры предприятий боеприпасной сферы. Но пока даже нельзя точно сказать, какова будет организационно-правовая форма такой структуры, возможно, это будет, как вы говорите, холдинг. а возможно — унитарное предприятие, это все еще в стадии обсуждения.

Этот процесс оказался достаточно долгим, прежде всего потому, что формально федеральной целевой программой «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса» на 2002-2006 годы создание таких структур не предусмотрено. Это предложение нашего губернатора, и оно сейчас рассматривается, по срокам же создания такой интегрированной структуры я могу сослаться лишь на саму федеральную программу — последний год ее реализации 2006-й. И хотя ничего более определенного пока нет. но работа в этом направлении ведется, и министерство промышленности тоже участвует в этой работе. Несколько наших специалистов включены в состав рабочей группы которую возглавляет директор федерального агентства «Росбоеприпасы» г-н Холстов. Пока самый сложный участок работ — это работа с ГПП «Завод имени Масленникова».

Дело в том, что именно на ЗИМе сосредоточено технологическое ядро и серьезные конструкторские мощности, и, не найдя механизма, который позволил бы вывести эту часть имущества в отдельную составляющую, говорить о создании интегрированной структуры, объединяющей часть предприятий губернской «оборонки», бессмысленно. Пока механизм найти не удается — все очень сложно и запутанно в правовой плоскости. Но искать нужно, так как создание такого, условно говоря, холдинга очень выгодно нашему региону. Ведь это почти автоматически ведет к росту конкурентоспособности выпускаемой предприятиями продукции за счет лучшего, более мобильного управления и за счет слияния потенциалов. А чем выше конкурентоспособность продукции — тем выше

и шансы на получение госзаказа, который уже в обозримом будущем будет распределяться на конкурсной основе.

— А как продвигается — и продвигается ли — создание еще одной интегрированной структуры, корпорации «Двигатели НК», о чем много говорили некоторое время назад?

— Да, вопрос о создании этой корпорации обсуждался и прорабатывался более года. Те предприятия, которые, как предполагается, войдут в состав корпорации, тесно увязаны производственной кооперацией, они производят базовую продукцию-авиационные двигатели одного разработчика, каковым является СНТК имени Кузнецова. Все они имеют опыт взаимодействия в рамках финансово-промышленной группы, созданной еще в 90-х годах. Срок проработки оказался длительным, так как потребовалась и большая аналитическая проработка этого вопроса, и согласование с большим количеством федеральных ведомств, и правовое урегулирование проблем собственности. В настоящее время проект постановления о создании корпорации «Двигатели НК» находится на согласовании в администрации президента.

— Будет ли министерство каким-то образом пытаться повлиять на ситуацию на АО «Авто-ВАЗ» для того, чтобы, например, не повторилась ситуация с затовариванием конца 2002 г.?

Я бы данном случае говорил не о работе министерства с автозаводом ,а сотрудничестве с ним правительства области в целом Давайте посмотрим с чем может

быть связано затоваривание. Первое — с качеством изделий. В этом плане мы будем взаимодействовать с ВАЗом и с теми предприятиями, которые поставляют для него комплектующие, в плане повышения качества продукции, сертификации качества и продукции, и самих предприятий.

Если же затоваривание увязано с ценовой политикой — то если считает руководство АвтоВАЗа необходимым повышать цены, это их право, их вопросы, и вмешиваться в эти вопросы никто не может. Если говорить о таможенной политике, налогообложении — то это удел регионального правительства, эти вопросы будут при необходимости рассматриваться и, возможно, выноситься и на обсуждение правительства России или Государственной Думы. Еще о том, что может сделать правительство Самарской области — мы можем помочь ВАЗу в развитии кооперации, в подборе площадок для выноса каких-либо отдельных производств за пределы основной территории.

Министерство и депутаты

— Каким образом строятся сегодня ваши отношения с депутатами Самарской губернской Думы?

— Настроение и с той. и с другой стороны рабочее. Мы настроены на продуктивное сотрудничество, и оно уже началось. Недавно мы вместе с депутатами профильного комитета — комитета по промышленности, ТЭК, строительству, транспорту, связи и торговле — выезжали на предприятия. Мы побывали на заводе «Коммунар» в Волжском районе и на ГНП РКЦ «ЦСКБ Прогресс». Также вместе мы провели недавно совещание по транспорту, собираемся участвовать в согласительной комиссии по дорожному строительству. Так что контакт складывается тесный, без каких-либо признаков антагонизма.

— А с депутатами Государственной Думы вы тоже будете работать?

— Конечно. Есть интересы Самарской губернии, которые необходимо отстаивать на этапе разработки федерального бюджета и на этапе его реализации — и есть представители Самарской губернии в Государственной Думе, совместные действия должны быть обязательно, в пределах нашей компетенции. Вот, скажем по Чапаевску у нас хороший контакт с Виктором Казаковым. Там по финансированию завода «Волгопромхим» в сфере экологии на 2003 год заложено около 15 миллионов рублей в федеральном бюджете и нужно сделать так. чтобы эта сумма до нас дошла, а в будущем приложить усилия, чтобы увеличить объемы финансирования.

По Тольятти есть вопрос по предприятию «Фосфор» — в этом случае мы контактируем с депутатом Анатолием Ивановым. Александр Белоусов достаточно давно занимается вопросами промышленной политики, а мы очень заинтересованы в том, чтобы возможно большее число предприятий губернии было включено в реализацию программ, принимаемых на федеральном уровне. Вопросов много. Но. конечно, не со всеми депутатами отношения складываются столь продуктивно, есть и такие депутаты, которые только запросы нам шлют… Но мы постараемся наладить плотную и конструктивную работу все-таки со всеми депутатами.

Вороника ЧУРСИНА

«Репортер» № 06 (222) от 20.02.04.

*