Ровно сто лет назад в редакцию немецкого журнала «Анналы физики» поступила рукопись статьи, которая навсегда изменила наше представление о мире. Автором ее был никому не известный служащий Альберт Эйнштейн, которому тогда было 26 лет. Эта статья стала первой в серии его работ о природе пространства и времени, которые впоследствии получили общее название теории относительности. >>>

В молодости Эйнштейн работал на таможне

В течение нескольких лет молодому ученому не давал покоя тот факт, что между классической физикой Ньютона и новыми теориями об электромагнитной природе света Максвелла существовало, как казалось, неразрешимое противоречие.

«Эйнштейна навело на мысль об этом живое воображение, — рассказывает японский физик и писатель Мичио Каку. — Когда ему было 16 лет, он представил себе луч света и себя в роли наблюдателя, движущегося с такой же скоростью, что и свет. Согласно канонам ньютоновской механики, предела скорости движения просто не существует, и поэтому если бы наблюдатель сумел уровнять скорость своего движения со скоростью света или даже превысить ее, то луч света представлялся бы ему в виде замерзшей субстанции. Однако в реальном мире такой субстанции не наблюдалось, и это заставило юного Эйнштейна задуматься о явном противоречии между теорией и реальностью».

Спустя десять лет, получив университетское образование и работая мелким служащим в Берне, Эйнштейн нашел решение этой проблемы — решение, которое, казалось бы, противоречило всем тогдашним представлениям физиков.

«Замечательно то, что Эйнштейн подошел к этой задаче с совершенно неожиданной стороны, — говорит профессор физики Корнельского университета Давид Мермин. — Он понял, что ее решение заключается не в электромагнитной природе света, а в нашем понимании сущности времени. Оказалось, что традиционное понимание природы времени, заложенное изначально во всех языках, просто неверно».

Эйнштейн представлял себе эксперимент, в котором время замедляется по мере ускорения движения на примере поездов. Физик Мичио Каку делает это на примере ракеты: «Единственным способом преодоления противоречия, которое заметил Эйнштейн, было представить себе, что время замедляет свой ход по мере того, как скорость ракеты приближается к скорости света. Для наблюдателя, находящегося в такой ракете, свет выглядит таким же, как обычно, но время для него начинает течь медленнее».

Сегодняшняя наука подтверждает теории Эйнштейна

Обычному человеку представить себе, что по мере увеличения скорости движения время замедляется, а масса растет, практически невозможно. Мы все живем в мире ньютоновской физики, где объекты, движущиеся со скоростью, близкой к скорости света, встречаются только в межзвездном пространстве. Даже физики далеко не сразу приняли теорию относительности.

Однако постепенно наука и практика накапливали наблюдения, которые подтверждали необычные открытия Эйнштейна.

«Он был невероятно смелым теоретиком, который ничего не принимал на веру и приходил к самым невероятным выводам, если они опирались на логику», — говорит Дэвид Мермин.

Сегодня без теорий Эйнштейна невозможно представить себе окружающую нас Вселенную, в которой свет ведет себя в полном соответствии с его представлениями.

Релятивистская механика необходима теперь для расчета траекторий движения космических аппаратов и спутников, в том числе и тех, которые используются для систем глобального позиционирования. И это — только часть вклада Эйнштейна в современную физику.

четверг, 30 июня 2005 г., 19:57 GMT 23:57 MCK

Би-би-си

***