Регионы могут вернуть себе часть полномочий, которые с нового года забрал центр. Завтра Госсовет под руководством президента Владимира Путина решит, какие именно.

Реформа по разграничению полномочий между федеральным центром и регионами, архитектором которой был нынешний полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак, существенно ограничила губернаторов в правах. Принятый прошлой осенью пакет законов о монетизации социальных льгот дополнительно перекроил полномочия центра и регионов не в пользу последних.

В начале года губернаторы взбунтовались и потребовали вернуть им утраченные полномочия, обеспечив их финансирование. Сейчас они “избыточно перераспределены в пользу центра”, а “это не дает возможности регионам активно заниматься развитием”, возмущалась губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Президент Башкирии Муртаза Рахимов жаловался, что федеральные чиновники на местах дублируют функции региональных органов власти. Дальше всех пошел мэр Москвы Юрий Лужков. Он написал письмо на имя Путина, в котором потребовал изменить разграничение полномочий в пользу территорий.

Свести пожелания губернаторов с планами федеральных чиновников взялась рабочая группа Госсовета под руководством главы Республики Коми Владимира Торлопова. В докладе “О совершенствовании механизма федеративных отношений”, который будет рассмотрен завтра на Госсовете, предлагается вернуть территориям 114 функций, рассказывает один из членов рабочей группы. Это использование и охрана лесного фонда, а также водных ресурсов, регулирование тарифной и социальной политики. Чиновник рассказывает, что вместе с обязательствами регионам вернутся и деньги. “Пока, правда, непонятно, будут ли возвращаться налоги или это будут субвенции из федерального бюджета”, — поясняет источник в рабочей группе. Править по новой все законы, измененные в ходе реформы, необязательно, считают авторы доклада. “Обратную передачу некоторых функций можно прописать и соглашениями с отдельными территориями, — замечает чиновник. — Зачем, например, регион, где одна степь, наделять дополнительными полномочиями по управлению водными ресурсами?”

Козак тоже подготовил схему нового перераспределения полномочий. В марте он представил проект распоряжения президента, который передает территориям большинство функций федеральных чиновников на местах. Финансировать их они должны были за счет субвенций из центра. “Наша идея заключалась в том, чтобы возвращать регионам комплекс функций, которые должны быть закреплены законом, а не соглашениями”, — рассказывает один из разработчиков проекта Козака. Альтернативные предложения ему не нравятся. “Функции регионов и федерального центра [в них] перемешаны, и может получиться, что озерами и реками в регионе занимаются местные власти, а водохранилищем — федеральные”, — возмущается источник.

Госсовет обсудит обе концепции. Которую из них поддержит Кремль, непонятно. “До сих пор нет никакой ясности, слишком много противоречивых предложений”, — сетовал вчера источник в администрации президента.

Региональные чиновники ждут изменений. “Функции в сфере рыболовства и использования недр должны быть в комплексе переданы регионам, лучше отдельными соглашениями, потому что на правку законов уйдет слишком много времени”, — говорит вице-губернатор Мурманской области Вячеслав Зиланов. Правда, такие соглашения “излишне персонифицируют отношения губернатора с федеральными чиновниками”, замечает Илья Трунин из Института экономики переходного периода.

В Минфине пока даже не задумывались, как найти деньги на новую реформу. “Любое делегирование полномочий подразумевает изменения отраслевых законов, к тому же нужно учесть эти полномочия в законе о бюджете-2006, а ни то ни другое не сделано”, — говорит источник в министерстве. Он не смог уточнить, сколько денег должна будет потратить казна на изменения. К тому же подчас министерства и ведомства сами четко не знают, “сколько они выделяют средств на реализацию тех или иных полномочий”, сетует чиновник. По подсчетам директора Центра фискальной политики Галины Курляндской, денег может не хватить. Минфин, например, с 2005 г. выделяет регионам субвенции на оплату льгот по ЖКХ для федеральных госслужащих, но их хватает на покрытие не больше 60% от стоимости, замечает она.

Анна Николаева, Александр Беккер

Ведомости 01.07.2005, №119 (1400)

Ведомости

*