Тема развития агропромышленного комплекса и поддержки сельхозтоваропроизводителей постоянно находится в центре особого внимания губернатора и Правительства Самарской области. В целях ведения прямого конструктивного диалога между руководителями сельхозпредприятий и областными властями на базе Самарской государственной сельскохозяйственной академии министерство сельского хозяйства и продовольствия проводит семинарские занятия по теме: «Реализация аграрной политики и инновационная деятельность в АПК Самарской области». Занятия ведут ученые-преподаватели Академии, НИИСХ им. Тулайкова, специалисты Главного управления труда, министерства сельского хозяйства и продовольствия, министерства экономического развития инвестиций и торговли, представители страховых компаний. У участников семинаров (а это в среднем по 10 руководителей сельхозпредприятий от каждого сельского района) есть возможность повысить уровень знаний в области кадровой работы и управления, страхования, получить представление о новом Трудовой кодексе РФ, о механизме финансирования сельхозпредприятий, о современных Интернет-ресурсах для АПК и т.д. Каждая неделя учебы завершается «круглым столом» с участием губернатора.

Одним из главных вопросов, обсуждаемых на этих заседаниях, является проблема применения удобрений в растениеводстве. Ведь от этого во многом зависит, будем ли мы с хлебом или придется закупать его у «хлебного» соседа.

В области уже в течение ряда лет ведется целенаправленная политика по увеличению объемов применяемой агрохимии. Уже есть определенные положительные результаты. Но оказалось, что с трудом достигнутый темп пока слишком легко сбить. В 2003 году в среднем по области было внесено лишь 9 кг удобрений в действующем веществе на га пашни, против достигнутых в 2002 году 22,8 кг. И если в 2002 году средняя урожайность зерновых по области была почти 18 ц/га, то урожайность 2003 года оказалась ниже – около 14 ц/га. Соответственно снизилось и производство зерна — на 32%. И если морозы, ливни и град мы «отменить» не в состоянии, то уж снижение урожайности из-за невнесения удобрений – прямая «заслуга» тех, кто этого не сделал.

Итоги 2003 года показали, что районы, обеспечившие высокий технологический уровень производства, в том числе и внесение химии и органики, в соответствии с рекомендациями ученых, имеют устойчивый результат.

Лучший в зерновом производстве, как и в предыдущие годы, Ставропольский район, где получено более 19 центнеров зерновых с гектара, доход с гектара зерновых — выше областного показателя в 3,3 раза. В среднем на гектар посева внесено по 40 килограммов минеральных удобрений в действующем веществе.

Примечателен и опыт ЗАО «Луначарск» Ставропольского района. Здесь стало правилом внесение на гектар посева не менее 100 килограммов удобрений. Урожайность зерновых составила в 2003 году 31 центнер с гектара. Продовольственным кондициям соответствует 82% пшеницы. Уровень рентабельности в 2003 году — 178%, а прибыль с гектара — 2800 рублей.

И вот – противоположный пример: в ОАО «Нефтегорское» Нефтегорского района в 2003 году удобрения не применялись, урожайность зерна составила лишь 10 центнеров с гектара. Пшеницы собрали 1300 тонн, и та годится лишь на фураж, соответственно, средняя цена ее реализации – всего 1,6 тыс. рублей. Только из-за низкого качества пшеницы хозяйство недополучило около 1,7 миллиона рублей.

Показатели передовиков – это реальный уровень производства. Почему же опыт их не используется? Дело не только в отсталости мышления: многих останавливает отсутствие специальной техники для внесения удобрений. Купить их все хозяйства вряд ли смогут. Где же выход из этого положения? А выход – лизинг техники. А для тех, кто не может позволить себе и этого, приемлем вариант аренды. Технику можно взять «на прокат» в машинно-технологических станциях. Пример передовых хозяйств убеждает, что, при кажущейся дороговизне удобрений и техники, средства возвращаются сторицей. Нельзя ждать от земли результата, ничего не давая ей.

Одно из необходимых условий выполнения новой Комплексной программы развития АПК в 2003 году — довести норму внесения минеральных удобрений в среднем по области до 45 кг действующего вещества на гектар пашни. Причем это лишь необходимый минимум для сохранения почвенного плодородия.

Кстати, о плодородии. Земле, кроме минеральных удобрений, еще и органика нужна. Внесение измельченной соломы равноценно использованию 40-50 кг химических удобрений на га пашни. Чтобы ее использовать, необходимо, чтобы все комбайны были оснащены измельчителями соломы. Кроме того, по рекомендациям ученых, при внесении соломы необходимы жидкие азотные удобрения. Но солому попросту сжигают.

Даже при условии наличия в хозяйстве минеральных удобрений их еще нужно грамотно применить. Но сплошь и рядом в сельхозпредприятиях продолжают вносить удобрения по упрощенной технологии – путем их разбрасывания под предпосевную культивацию. По области в 2003 году этот прием применялся на 38% от всей удобренной площади. Это означает, что 6 тысяч тонн удобрений на сумму около 20 миллионов рублей были попросту зарыты в землю.

Как положительный пример целенаправленной работы по достижению научно обоснованных объемов применения минеральных удобрений можно привести Исаклинский район, где под урожай 2003 года внесли по 36,4 кг удобрений в действующем веществе. А на 2004 год администрацией района ставится задача внести до 100 килограммов удобрений на гектар посева. Губернатором области инициатива исаклинцев поддержана. Хозяйствам района планируется оказать финансовую поддержку: из каждых 100 кг удобрений, вносимых в среднем на гектар посева, за счет средств района обеспечивается 45 кг, а за счет бюджетных средств области, направляемых на повышение плодородия почв — 55 кг удобрений. Подобная помощь будет предусмотрена для всех районов и отдельных хозяйств, желающих обеспечить аналогичную норму внесения и выше.

На 2004 год в областном бюджете на компенсацию части затрат сельхозтоваропроизводителей на приобретение минеральных удобрений предусмотрены средства в размере 80 млн. рублей. Важно, чтобы они были использованы сельчанами по назначению, сообщает Главное управление общественных, межрегиональных связей и информационной политики Самарской области.

*