В воскресенье, 3 июля, все сотрудники российской ГИБДД отмечают свой профессиональный праздник. Этот день им приходится встречать практически в военных условиях: только за минувший год на российских дорогах погибли 35 тысяч человек, более 200 тысяч были ранены. Столько людей страна не теряла даже в настоящих боевых конфликтах – в Чечне и в Афганистане.

Давно принято винить во всех бедах на дорогах гаишников, однако настало время посмотреть и на самих себя. Не мы ли ежедневно убиваем и калечим друг друга? Не мы ли садимся за руль и начинаем сыпать проклятиями в адрес окружающих? Не мы ли превращаем автотрассы в поле боя, где единственное правило – выживает сильнейший? Репортеры «Новых Известий» решили выяснить, где кроется причина взаимной ненависти российских водителей и как снизить уровень хамства на наших дорогах.

По пустынной подмосковной трассе не торопясь ползли старенькие «Жигули». Внутри сидели двое – обычные, ничем не примечательные мужики. Неожиданно справа, с прилегающей дороги, выскочил серебристый внедорожник. Предотвратить столкновение уже не было возможности. Ударив по тормозам, водитель «Жигулей» лишь замедлил ход, и машины с неприятным скрежетом «поцеловались» бортами.

«Ну, мужик, ты попал, – хозяин и пассажир «нашемарки», разминая кулаки, двинулись к джипу. – Ты чего, гад, делаешь!»

«Ребят, успокойтесь, я не прав», – виновник аварии явно пытался погасить страсти.

Однако «ребята» успокаиваться не стали. Обматерив «урода, который права купил», они методично и со вкусом начали его бить. Соперник, пропустив несколько ударов, отскочил к своей машине, распахнул дверцу и вытащил из-под сиденья автомат Калашникова: «Ну, ладно, как хотите».

Получив пулю в лицо, водитель «Жигулей» умер на месте. Его друг был тяжело ранен. А хозяин джипа положил оружие на место и спокойно уехал. Немногочисленные свидетели инцидента не стали ему препятствовать.

Без оружия не выезжать

Эта история, произошедшая в конце марта 2005 года, не всколыхнула общественность, не стала достоянием первых полос газет и не была темой телевизионных ток-шоу. Подумаешь, перестрелка на дороге. Действительно, подобные случаи стали привычными. Почти.

1 января 2005 года, похмельным новогодним утром, пятеро жителей Санкт-Петербурга устроили настоящую битву на Витебском проспекте. В результате трое из них, в том числе и 41-летняя женщина, были госпитализированы с огнестрельными ранениями и черепно-мозговыми травмами. Эти люди избивали друг друга бейсбольными битами и палили из пистолетов, потому что не смогли выяснить, кто кого подрезал на дороге.

Незадолго до этого во Владивостоке водитель автобуса выстрелил из пистолета в «неправильно ехавшего» хозяина «Хонды». Слава Богу, не попал. В Москве, на Малой Грузинской, владельцы двух столкнувшихся иномарок открыли огонь на поражение. Результат: один в морге, другой в реанимации.

Кругом хамство

«Хамство – это вообще плохо. А уж на дороге… – говорит начальник отдела пропаганды столичного управления ГИБДД Марина Васильева. – Когда человек не может себя сдержать дома на кухне, страдают только его близкие. Когда он ведет себя так на дороге, это касается всех участников движения, которые не имеют к нему никакого отношения. Конечно, мы пытаемся с этим как-то бороться. Обращаемся к водителям через прессу, размещаем социальную рекламу, печатаем листовки. Разумеется, это действует не на всех. Но хоть до какой-нибудь части автомобилистов дойдет, как нужно вести себя на дороге».

Водительское хамство может проявляться где угодно и как угодно. Одни паркуют машины посреди проезжей части, парализуя движение во всей округе. Другие не считают нужным пропустить пешеходов на «зебре». Третьи мчатся куда-то, не разбирая дороги, и распугивают всех вокруг миганием фар и ревом гудков. Четвертые не включают габаритные огни в условиях плохой видимости. Пятые… Шестые… Каждый водитель, каков бы ни был его стаж, может спокойно продолжить этот список.

Ездить, так на «королеве»

Почему же водители так относятся друг к другу? Мнения экспертов на этот счет разнятся.

«Причин агрессии водителей на дорогах несколько, – сообщил «НИ» психиатр-криминалист, профессор Михаил Виноградов. – Одна из основных – это имущественное расслоение граждан. Владельцев дешевых машин нервирует, что кто-то смог приобрести автомобиль лучше, и они возмещают свои негативные эмоции на трассе. Хозяева роскошных лимузинов, наоборот, считают всех остальных неудачниками. Вот смотрите, в последнее время я замечаю, что самыми агрессивными стали владельцы «волг». Раньше «Волга» была «королевой» автострады, ее почитали и любили. Сейчас же ситуация изменилась с точностью до наоборот. Но обладатель «Волги» подсознательно все равно стремится доказать, что его машина по-прежнему «королева». Так и рождается агрессия. Агрессия ко всем, в том числе и к пешеходам».

«Нельзя нормализовать обстановку на дорогах, пока одним можно все, а другим нельзя ничего, – убежден один из офицеров ГИБДД, просивший не называть его имени. – Миллионы водителей ежедневно видят, как мимо них, нарушая все правила, проносятся машины госчиновников, олигархов, милиционеров. Мелькают синие, черные, бело-сине-красные номера, мигалки, дуделки, крякалки. Это уже переходит все границы. Как штрафовать человека, превысившего скорость на 15 километров в час, когда рядом чуть не взлетают «мерседесы» со спецпропусками. Вседозволенность и рождает ненависть. Пропарившись час в пробке, которую мы же и организовали, чтобы дать дорогу чиновнику, любой нормальный человек готов бросаться на соседей по несчастью. Вот и хамят друг другу».

Не наглей, уволят!

В США, где количество автомобилей на душу населения превышает все мыслимые пределы, автомобильная этика является неотъемлемой частью изучения Правил дорожного движения. И этические нормы обычно выполняются неукоснительно. Например, никто не рискнет занять на парковке специальное место, отведенное инвалидам. И дело вовсе не в штрафе, просто такой поступок – признак дурного тона.

Неписаные правила рекомендуют во время движения всегда оставлять окружающим «путь отхода» – свободное место на соседней полосе, куда можно резко свернуть при аварийной ситуации. По этикету принято пропускать въезжающие на дорогу справа машины, не вынуждая их даже сбавлять скорость. На светофорах американцы предпочитают останавливаться так, чтобы видеть задние колеса впереди стоящего автомобиля – так безопаснее. Заокеанские водители заранее не выворачивают руль перед левым поворотом. Это тоже мера предосторожности – чтобы не вылететь на встречную полосу, если в вас случайно врежутся сзади. Во многих компаниях для сотрудников, работа которых связана с использованием автомобиля, разработаны специальные кодексы автоэтики. А за нарушение этих норм, например, откровенно хамскую езду, можно потерять место.

Права и без этики выдают

В большинстве московских автошкол сразу же предлагают просто «подготовить» человека к экзамену в ГАИ и сделать так, чтобы он получил права. Как правило, все обучение сводится к демонстрации элементарных навыков вождения. За отдельную плату, примерно в 400 долларов, ваш инструктор «поможет» сдать вам экзамены в ГИБДД. Будто по взмаху волшебной палочки, суровые инспектора «не заметят» ошибки. Какая уж тут этика.

Так, лишь в одной из пяти столичных школ на вопрос «НИ», преподают ли кандидатам на получение прав автоэтику, ответили положительно. Название дисциплины взято как будто из расписания занятий военного училища: «Основы защитного стиля управления автомобилем». «На такие занятия приходят водители с небольшим опытом вождения, которые хотят отточить мастерство. Ведь если нет уверенности в своих силах, вождение из приятной поездки превращается в прогулку по минному полю, – рассказали «НИ» в этой уникальной автошколе. – Мы учим чувствовать ситуацию на дороге, правильно реагировать, когда вас неожиданно обгоняют, не нервничать по пустякам. Говорим, как отвечать на хамство, как самому не стать хамом. Одним словом, учим правильно общаться на дороге. Новый стиль вождения – вежливый и невозмутимый – должен привиться в течение месяца–двух. Если, конечно, тренироваться постоянно».

В остальных школах нам со смехом объясняли, что курсы автомобильной этики вряд ли пригодятся на экзамене в ГИБДД. А следовательно, кто будет платить за них деньги? Тем не менее, как утверждает начальник отдела пропаганды ГИБДД Москвы Марина Васильева, подобные курсы входят в программу обучения. Вот только в экзаменационных билетах вопросов по этике, к сожалению, нет.

Дай дорогу дураку

Как же остаться хладнокровным на этой войне? Медики знают немало способов побороть негативные эмоции за рулем.

«Самое лучшее, на мой взгляд, это крепко выругаться за рулем, не провоцируя конфликт с обидчиком, – убеждена психолог Юлия Свияш. – Лучше обматерите ситуацию, а не человека. Потом можно включить хорошую музыку, классику, ретро или джаз. И через две минуты вы в порядке».

«Если вас подрезали, оскорбили, и вы чувствуете, что и сами взведены до предела, лучше подъехать к обочине и немного расслабиться, – советует Михаил Виноградов. – Выпейте какие-нибудь успокаивающие капли. Если стрессы от поездок по Москве наваливаются на вас постоянно, лучше обратиться к психологу. Он поможет подобрать индивидуальные упражнения для нормализации нервной системы».

«Степень раздражительности водителя зависит от того, как он относится к окружающей обстановке, – говорит врач – психотерапевт Михаил Голубев. – Запомните, раздражать может все: пробки, мигалки, нарушения правил другими. Нужно относиться ко всему этому, как к должному. Пробки и хамство – это нечто само собой разумеющееся. Главное – поставить цель: доехать от пункта А к пункту В без всяких проблем. Не замечайте хамов, относитесь к ним, как к больным людям, которых надо только лечить. И придерживайтесь золотого правила «трех Д»: «Дай Дорогу Дураку».

Новые Известия 01.07.05 пятница

Новые Известия

*