(НИ). Вчера руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой заявил, что намерен предъявить иск министру культуры и массовых коммуникаций Александру Соколову в ответ на обвинения в коррупции и взяточничестве. Развязка беспрецедентного скандала должна положить конец давнему противостоянию Минкульта и подчиненного ему агентства.

Следующая встреча состоится в суде?

«Юристы агентства готовят дело к подаче в суд на г-на Соколова, – заявил вчера Швыдкой Интерфаксу. – Им потребуется от 7 до 10 дней, чтобы подготовить обвинение в ответ на заявление министра, что в бывшем Министерстве культуры и нынешнем Агентстве по культуре и кинематографии процветает «взяточничество на всех этажах», что агентство «коррумпированно и погрязло в «откатах».

В интервью «Новым Известиям» пресс-секретарь министра Константин Васильев подтвердил, что подобные слова действительно произносились Александром Соколовым в минувшую пятницу во время записи интервью программе «Постскриптум» канала ТВЦ, а после того, как министр вылетел с рабочим визитом в Чувашию, интервью вышло в эфир. Говоря по телевидению о коррупции прежнего Министерства культуры РФ, Соколов ссылался на собственный опыт работы ректором Московской консерватории. Получить его комментарии на высказывание Швыдкого «НИ», к сожалению, не удалось – у министра вчера оказались заблокированы все телефоны. Не стал дополнительно комментировать ситуацию и сам г-н Швыдкой, вылетевший вчера в Санкт-Петербург для участия в очередном заседании комиссии по реконструкции Мариинского театра.

По словам пресс-секретаря Федерального агентства «Роскультура» Натальи Уваровой, распоряжение о подготовке исков юристам отданы, а подробнее о своих отношениях с Минкультом Швыдкой намерен рассказать сегодня на брифинге в Петербурге.

Улетая из столицы, Швыдкой заметил, что «заявления министра культуры являются не чем иным, как попыткой добиться распоряжения бюджетными деньгами, а также прикрыть беспомощность министерства в выполнении им своих прямых обязанностей как органа, который должен заниматься нормотворчеством и государственной политикой в области культуры». По мнению Швыдкого, обвинения Соколову понадобились, чтобы скрыть «свою беспомощность как руководителя», который не справился «с задачей формирования бюджета на 2006–2008 годы» и не смог «отстоять федеральную целевую программу».

По сути, нынешний скандал ничего нового в отношения между двумя чиновниками не привнес. Он лишь обнажил конфликт, который вызревал между Швыдким и Соколовым со дня их назначений на их нынешние посты. По слухам, полтора года назад свое смещение с поста министра культуры и назначение на должность главы Федерального агентства Швыдкой воспринял крайне болезненно. Говорят, в день подписания приказов он собрал сотрудников министерства и объявил о своем нежелании и невозможности работать вместе с Соколовым. «На прощание» даже было выпито по бокалу шампанского. Однако где-то спустя час после «проводов» Швыдкой без комментариев сообщил всем: «уход» отменяется.

С первых же дней на новом месте работы Михаил Ефимович не упускал случая, чтобы едко не пошутить по поводу своего положения. К примеру, на пресс-конференции в РИА «Новости» Швыдкой заставил себя ждать Соколова и его замов около часа, после чего извинился и намекнул, что у него, мол, отобрали служебную машину, и поэтому пришлось добираться на троллейбусе. Когда же Швыдкому был поставлен вопрос о разграничении полномочий агентства и министерства, он сказал сакраментальную фразу: «Рояль у министерства, а ключ от рояля у нас», намекая, что Минкульту отведены законотворческие и юридические вопросы, в то время как хозяйственной частью культуры России, как и прежде, придется заниматься ему и его агентству.

По слухам, инициативы Минкульта пресекались подопечным агентством и наоборот. Время от времени противоречия выплескивались в печать. Это касалось Большого театра, к которому были претензии у Соколова и который защищал Швыдкой. Отношения заметно обострились после февральского заявления министра о необходимости сохранить балдинскую коллекцию графики в стране. Швыдкой, который годами бился за ее возвращение в Германию, вынужден был напомнить, что по этой группе ценностей выносилось специальное решение Конституционного суда, и балдинскую коллекцию отнесли к объекту, незаконно ввезенному на территорию страны, а не перемещенному в ходе репараций.

На «культурную» грызню в марте обратил внимание даже президент Путин, который заметил во время своего визита во Псков, что важнейшие вопросы сохранения культурного наследия не решаются из-за бездействия Министерства культуры. По его словам, Минкульт не представил в правительство ни один из шести запланированных ранее проектов нормативных актов, которые необходимы для реализации федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Владимир Путин напомнил, что на этот счет министерству было дано 14 поручений правительства.

Претензий к министерству Михаил Фрадков насчитал несколько десятков. На декабрьском заседании правительства премьер не принял доклад Соколова об «Основных направлениях государственной политики по развитию культуры и массовых коммуникаций» и посоветовал министру разработать до 6 июня 2005 года реальный план действий, а не «кормить правительство декларациями». С 6 июня доклад был перенесен на конец июля, а вчера замминистра Леонид Надиров сообщил, что доклад будет подготовлен лишь к 15 сентября.

На вчерашней конференции Надиров практически подтвердил замечания Швыдкого о провале госбюджета культурной отрасли, равно как и невозможность утвердить в полном объеме финансирование Федеральной целевой программы, которая «на 62% нацелена только на два объекта – Мариинский и Большой театры, остальные 38% – на регионы». Это практически означает, что в следующем году многие отечественные музеи, театры и другие учреждения культуры не получат не только средств к существованию, но и законов, которые дали бы стимулы к самостоятельным заработкам.

Что же касается «двух параллельных министров», как теперь зовут в народе Швыдкого и Соколова, их нынешний конфликт вполне может также быстро утихнуть, как и разгорелся. Если правительство будет и впредь заинтересованно в работе обоих, то оно найдет рычаги приструнить каждого. Если же нет, то этот публичный конфликт очень удобный повод, чтобы избавиться от обоих. По слухам, на место нового главы Минкульта всерьез прочат Дениса Молчанова, который сегодня возглавляет Департамент информации правительства РФ. Он давно зарекомендовал себя не только как человек крайне спокойный и взвешенный, но и как отличный специалист, курировавший в прежнем Министерстве культуры практически все отрасли по очереди.

МИХАИЛ МАЛЫХИН

28.06.05

вторник

«Новые Известия»

***