Как стало известно Ъ, некоторое время назад сменился собственник крупнейшего речного пароходства России – ОАО «Волготанкер». 76,39% акций компании, до сих пор подконтрольных ее менеджменту, месяц назад были переведены на ряд офшорных фирм и переданы в номинальное держание ЗАО ТРИНФИКО и Депозитарно-клиринговой компании (ДКК). Официально в «Волготанкере» изменения не комментируют, однако в пятницу председатель совета директоров компании Александр Александрович оставил свой пост – на его место избран директор стратегического планирования развития «Волготанкера» Вадим Корнилов. Опрошенные Ъ потенциальные претенденты на пароходство факта покупки актива пока не признают. >>>

Фото: ITAR-TASS

Танкер пароходства «Волготанкер» на нефтеналивном речном терминале в Самарской области

Объем перевозок ОАО «Волготанкер» за девять месяцев 2004 года составил 6,8 млн т, выручка – более 4 млрд руб., чистая прибыль – 309,3 млн руб. До 2000 года пароходство принадлежало структурам ЮКОСа, в последние несколько лет 76% акций АО находились в собственности пяти кипрских офшоров, по неофициальным данным, подконтрольных менеджменту, 20% акций – в госсобственности.

В 2004 году у пароходства и его менеджеров возникли проблемы с правоохранительными органами. 11 августа прокуратура Самарской области возбудила уголовное дело по статье «Мошенничество». А в декабре по итогам выездной проверки за 2001 год самарское управление Федеральной налоговой службы (ФНС) предъявило пароходству требование об уплате 635,8 млн руб. Речь идет об НДС, неуплаченном и якобы неправомерно возмещенном из бюджета, штрафах и пенях.

Весной, в разгар конфликта между пароходством и налоговиками (сейчас спор рассматривается в арбитражном суде Самары), на рынке появилась информация о готовящейся сделке по продаже АО, но до сих пор она подтверждения не находила. Однако, согласно выписке из реестра акционеров ОАО «Волготанкер» (ее копия имеется в распоряжении Ъ) за 19 мая, у компании появились новые акционеры: 15,39% бумаг принадлежат некой Blue Range Investment Inc., 14,41% – Copeland Investment Ventures L, 10,47% – Inversiones Kayzen Ltd., 19,07% – Paramount Holding Venture Inc., 14,46% – Bolina Ventures Ltd. Всего на новые офшоры переведено и передано в номинальное держание ЗАО ТРИНФИКО 73,79% акций. Еще 2,6% акций переданы в номинальное держание ДКК. Напомним, что до сих пор основными держателями бумаг «Волготанкера» были Anamet Ltd., Porex Holdings Ltd., Flexmere Holdings (Ovearseas) Ltd., Corant Holding Ltd. и Henry Assets Ltd.

Официально в пароходстве отказались комментировать изменения в реестре акционеров, однако, по сведениям Ъ, новые акционеры заочно участвовали в годовом собрании, состоявшемся в пятницу в Москве, прислав бюллетени. Несмотря на то что состав совета директоров не изменился (в него прошли менеджеры «Волготанкера» и по одному представителю Росимущества и Росморречфлота), в компании произошли некоторые кадровые перестановки. Как сообщил Ъ Андрей Клейменов, вице-президент ООО «Волготанкер АМС», управляющего пароходством, на заседании совета директоров, прошедшем после собрания, был переизбран его председатель.

Александра Александровича, возглавлявшего совет с 2000 года, сменил директор стратегического планирования развития компании, экс-гендиректор «Совкомфлота» Вадим Корнилов. «Господин Корнилов имеет опыт успешного руководства крупными судоходными компаниями в кризисных ситуациях»,– пояснил Ъ господин Клейменов. Кроме того, по его словам, с 1 июня на должность исполнительного вице-президента «Волготанкера АМС» вместо Андрея Азарова назначен Вольфгерд Хюльсман, до сих пор в компании не работавший.

Новый собственник «Волготанкера» не называется. Источник Ъ, близкий к компании, сообщил, что переговоры о продаже мажоритарного пакета, оцениваемого в $130 млн, велись с НК «Русснефть», судоходной компанией «Вижн Флот» (второе после «Волготанкера» речное нефтеналивное пароходство, по неофициальным данным, подконтрольное бизнесмену Мишелю Литваку и депутату Госдумы Виталию Южилину), компанией «Промышленные инвесторы» Сергея Генералова и «Северстальтрансом». Однако в самих компаниях факт покупки «Волготанкера» не подтверждают. Изменения в структуре собственности и кадровые перестановки могут быть защитной реакцией самого «Волготанкера», демонстрирующего таким образом, что менеджеры, к которым у силовиков возникли претензии, отходят от управления им. Отметим, что в 2003 году юристы ТРИНФИКО представляли интересы «Волготанкера» в попытке получить контроль над Криушинским судоремонтным заводом в Ульяновской области.

СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН

№ 115/П (№ 3199) от 27.06.2005, ПН

"Коммерсантъ"

***