Китай сделает Россию главным союзником в борьбе за звание первой спортивной державы
Беспрецедентный договор о сотрудничестве национальных олимпийских комитетов Китая и России уже подписан. На очереди крупный и первый в истории спонсорский контракт НОК России с китайской фирмой, название которой пока не разглашается. У самой России шансов вернуться на советские позиции главной мировой спортивной сверхдержавы, похоже, уже нет.
Китайские спортивные и политические руководители не раз публично озвучивали желание на летней Олимпиаде-2008 в Пекине впервые обогнать Америку по количеству золотых медалей и тем самым выиграть неофициальный, но очень престижный командный зачет. В системе координат Китая любая спортивная победа — это победа политическая, показатель превосходства социализма над капитализмом. Сделать союзником третью спортивную державу мира по итогам последней летней Олимпиады вполне логично. Тем более что китайцы на последних олимпиадах неизменно увеличивали свой медальный запас, а у России он становился все скуднее и скуднее.
Желанием дружить с Китаем против Америки договор двух НОКов простодушно назвал глава «Росспорта» Вячеслав Фетисов — давний недоброжелатель руководителя олимпийского комитета России Леонида Тягачева. Причем назвал с явно неодобрительной интонацией. При всех сложных личных отношениях двух чиновников сермяжная правда в словах г-на Фетисова есть.
Договор предусматривает, в частности, обмен тренерами. Понятно, что в США конкурентоспособные тренеры из России готовы уезжать безо всяких договоров и всякого обмена. В сворю очередь китайские тренеры не могут себе позволить иностранную карьеру без политического разрешения. При этом двум странам действительно есть кем и чем обмениваться. Китай считается негласным фармакологическим лидером мирового спорта, то есть у вас складывается полное ощущение, что спортсмен, побеждающий в очередном доселе совершенно «некитайском» виде, явно выступает на допинге, но никаких запрещенных препаратов в его организме тесты не находят. Россия же унаследовала лучшие в мире советские тренерские методики по многим видам спорта.
Китай таким образом вообще может убить двух зайцев (уж не знаю, как это звучит по-китайски): с одной стороны, помочь нашим отобрать какие-то золотые медали у американцев, с другой — подтянуть до победного или хотя бы медального уровня те виды, которые пока у китайцев отстают. Вопрос: что выигрывает от такого партнерства Россия?
Ну спонсорский контракт с китайской фирмой, если он состоится, это, конечно, некоторый выигрыш. Возможно, не только для распорядителей финансовых потоков нашего олимпийского движения, но и для самих олимпийцев: глядишь, им увеличат призовые за медали на Играх или установят новые стипендии. Что касается тренерской помощи Китаю, тут нам скорее один убыток. Советские тренеры в рамках сугубо политической дружбы двух режимов в свое время научили кубинцев боксировать — плоды этой дружбы мы пожинаем до сих пор, неизменно проигрывая кубинцам по числу наград в одном из самых медалеемких видов олимпийской программы. В Китае, где спортсмены привыкли тренироваться исступленно, где их в отличие от России прекрасно финансируют из госбюджета и где у них практически нет соблазнов денежной карьеры за рубежом, наши спортивные секреты используют на все сто, можно не сомневаться. При этом едва ли китайцы будут сильно подтягивать наш уровень в тех видах, где они сами однозначно доминируют или борются с нами на равных, например в тех же настольном теннисе или пулевой стрельбе.
Опять же на ярмарке спортивного тщеславия у России объективно самый скромный «павильон». В США и Китае ресурсы поддержки спорта высоких достижений мощнее, чем в России: в Штатах просто больше денег, а в Китае это политическая задача, так что средств на ее решение жалеть не будут. В России же при всем притоке нефтедолларов наивно было бы ждать радикального увеличения расходов на большой спорт.
Поэтому в лучшем случае, если китайцы все-таки выиграют войну с Америкой за право называться главной спортивной державой мира, мы с вами будем тешить болельщицкое самолюбие мыслью, что в этой победе есть и «русский след».
Семен Новопрудский
Время Новостей N°112 27 июня 2005
*