День в истории. 26 июня
80 лет назад (1925) в Голливуде состоялась премьера фильма Чарли ЧАПЛИНА «Золотая лихорадка»
Фильм «Золотая лихорадка» стал шедевром эксцентрической комедии. В условном сюжете (повесть о удачном золотоискателе) Чаплин воплотил некоторые автобиографические мотивы и продемонстрировал свое мастерство актера и клоуна, обеспечившее картине триумфальный успех. Толчок его творческому воображению дала книга о катастрофе, постигшей отряд иммигрантов, отправившийся в 1846 году в Калифорнию мыть золото. Экспедиция закончилась плачевно: погибли и сами золотоискатели, и их спасатели. Чтобы выжить, они вынуждены были есть собак, воловьи шкуры, мокасины. По поводу этой печальной истории Чарли Чаплин заметил: «Как ни парадоксально, но трагедия пробуждает смех… Я думаю, что смех – проявление духа противоречия; нам остается смеяться над нашей беспомощностью перед лицом природных стихий или сходить с ума». Из этой истории Чаплину предстояло создать одну из величайших комедий в истории кинематографа. В 1942 году Чаплин перемонтировал фильм, добавив в него закадровый авторский текст и собственное музыкальное сопровождение.
« Золотая лихорадка» — абсолютная классика эксцентрической комедии. Танец с булочками и поедание ботинка прочно вошли в анналы киноискусства. Главный герой этой веселой и одновременно грустный истории — маленький бродяга. Именно в этом фильме Чаплин сыграл самое большое количество ролей одновременно. Сюжет «Золотой лихорадки», самой длинной из созданных им до того комедий, разворачивается легко, плавно и без помех — так она смонтирована. «Премьера чаплинской картины», — писала «Лос-Анджелес ивнинг гералд» на следующий день после гала-просмотра «Золотой лихорадки» 26 июня 1925 года, — событие выдающееся».
Международный день в поддержку жертв пыток
12 декабря 1997 года по рекомендации Экономического и Социального Совета Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 26 июня Международным днем в поддержку жертв пыток. Этот день проводится с целью искоренения пыток и обеспечения эффективного функционирования вступившей в силу 26 июня 1987 года Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Конвенция ООН против пыток обязывает государства расследовать факты, привлекать к ответственности и наказывать виновных, а также обеспечивать компенсацию жертве, то есть принимать все необходимые меры в борьбе с безнаказанностью. Все больше становится общепринятым мнение, что это обязательство — правило обычного международного права, которое существует независимо от того, подписала страна Конвенцию или нет.
Организацией объединенных наций создан Комитет против пыток, состоящий из десяти экспертов, обладающих высокими моральными качествами и признанной компетентностью в области прав человека и выступающих в личном качестве. Эксперты избираются государствами-участниками, при этом внимание уделяется справедливому географическому распределению и целесообразности участия нескольких лиц, имеющих юридический опыт.
65 лет назад (1940) Указом Президиума Верховного Совета СССР в стране введены восьмичасовой рабочий день, семидневная рабочая неделя и уголовная ответственность за самовольный уход рабочих и служащих с предприятий и учреждений
Состоявшийся в марте 1939 года XVIII съезд ВКП(б) определил, что СССР вступил в полосу завершения строительства социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму. Съезд сформулировал основную экономическую задачу: догнать и перегнать главные капиталистические страны по производству продукции на душу населения. На решение этой задачи отводилось 10-15 лет. На съезде был рассмотрен и утвержден план третьей пятилетки (1938-1942). Решения съезда были встречены с энтузиазмом. В строй вводились новые предприятия, много внимания уделялось повышению активности масс. Однако морально-психологическое состояние общества оставалось противоречивым. С одной стороны, советские люди гордились трудовыми успехами, о которых постоянно сообщали средства массовой пропаганды, верили в светлое отдаленное будущее, а с другой — массовые репрессии порождали чувство страха, неуверенности в завтрашнем дне. К тому же был принят ряд суровых мер, направленных на укрепление трудовой и производственной дисциплины. Так, 26 июня 1940 года Президиумом Верховного Совета СССР был издан Указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода с работы», а 17 июля 1940 года — Указ «О запрещении самовольного ухода с работы трактористов и комбайнеров, работающих в машинотракторных станциях», распространяющий действие Указа от 26 июня и на эти категории трудящихся.
Из указов следовало, что рабочие и служащие, самовольно ушедшие из государственных, кооперативных и общественных предприятий или учреждений, а также самовольно перешедшие с одного предприятия на другое, предаются суду и по приговору народного суда подвергаются тюремному заключению сроком от двух до четырех месяцев; за прогул без уважительной причины (к прогулу приравнивалось и опоздание на работу более чем на 20 минут) рабочие и служащие государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений предаются суду и по приговору народного суда караются исправительно-трудовыми работами по месту работы на срок до 6 месяцев с удержанием из заработной платы до 25 процентов; к судебной ответственности привлекаются директора предприятий и начальники учреждений за уклонение от предания суду лиц, виновных в самовольном уходе с предприятия и из учреждения, и лиц, виновных в прогулах без уважительных причин.
Таким образом, государство фактически прикрепляло рабочих и служащих к предприятию. Были повышены нормы выработки, снижены расценки, а не выработка минимума трудодней колхозниками могла привести к уголовному преследованию. Однако попытки руководства страны добиться поставленных целей, развивая энтузиазм масс и в то же время используя метод устрашения, не дали желаемого результата. План трех лет третьей пятилетки выполнен не был. Всего до начала войны по Указу от 26 июня 1940 года было осуждено свыше трех миллионов человек, из них 16 процентов за самовольную смену места работы.
60 лет назад (1945) в СССР было введено звание Генералиссимус Советского Союза
«Генералиссимус» в переводе с латинского — общий, наиглавнейший в армии. В словаре В.И.Даля это слово истолковывается как «главнокомандующий, начальник всей военной силы государства». Впервые звание генералиссимуса было пожаловано французским королем Карлом IX в 1569 году его восемнадцатилетнему брату Анри (впоследствии король Генрих III). В присвоении высшего воинского звания не было единообразия: в одних случаях генералиссимусами становились пожизненно, а в других — только на период той или иной военной кампании. Венецианский полководец Морозини, к примеру, носил титул генералиссимуса четырежды — в 1678, 1681, 1684 и 1694 годах, а эрцгерцог Карл Австрийский — дважды.
В русский язык слово «генералиссимус» было привнесено иноземными начальниками во время правления царя Алексея Михайловича при их обращении к Большому воеводе. Впервые в отечественной истории первым русским генералиссимусом стал в 1696 году соратник молодого царя Петра боярин Алексей Семенович Шеин, командовавший всеми войсками во втором Азовском походе. Вторым российским генералиссимусом был ближайший сподвижник Петра I светлейший князь Александр Данилович Меншиков. С его именем связаны многие победы в русско-шведской Северной войне (1700-1721). На поле Полтавской победы (1709) торжествующий Петр произвел своего любимца и соратника в генерал-фельдмаршалы. Однако следующее высшее звание – генералиссимус — А.Д.Меншиков получил после смерти Петра Великого от его внука императора Петра II.
Звание генералиссимуса в России наряду с крупнейшими полководцами имели и члены семей императорской династии. Анна Леопольдовна (мать не царствовавшего императора-младенца Иоанна VI) за время своего короткого правления в ноябре 1740 года присвоила этот чин своему 26-летнему супругу принцу Антону-Ульриху Брауншвейгскому, не имевшему никаких военных заслуг. 28 октября 1799 года генералиссимусом российских сухопутных и морских сил стал великий русский полководец Александр Васильевич Суворов, победоносно завершивший свой легендарный Швейцарский поход (1799). Император Павел I, возводя А.В.Суворова в ранг генералиссимуса, писал: «Ныне, награждая Вас по мере признательности моей и ставя на вышний степень, чести и геройству предоставленный, уверен, что возвожу на оный знаменитейшего Полководца сего и других веков».
В СССР воинское звание Генералиссимус Советского Союза было введено после окончания Великой Отечественной войны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1945 года, а на следующий день звание генералиссимуса было присвоено И.В.Сталину «за выдающиеся заслуги перед Советской Родиной в деле руководства всеми вооруженными силами государства во время Великой Отечественной войны». Сталин был единственным в СССР генералиссимусом.
В ХХ веке в зарубежных странах звание генералиссимуса имели Ф.Франко (Испания), Чан Кайши (Китай) и др. В 1992 году звание генералиссимуса присвоено Ким Ир Сену (КНДР).
1950 — 55 лет назад умерла Антонина Васильевна НЕЖДАНОВА (родилась в 1873 году), русская певица, народная артистка СССР, доктор искусствоведения, профессор, крупнейший представитель русской вокальной школы
Антонина Нежданова родилась в деревне Кривая Балка (ныне в черте Одессы) в семье учителей. В детстве и юности пела в церковном хоре, после окончания гимназии работала в Одесском городском женском училище, выступала с пением на любительских вечерах и в благотворительных концертах. В 1899-1902 годах училась в Московской консерватории. В 1902-1934 годах — солистка Большого театра, дебютировала в партии Антониды в опере Глинки «Жизнь за царя». В течение первых сезонов исполнила такие партии, как Джильда («Риголетто» Верди), Людмила («Руслан и Людмила» Глинки), Розина («Севильский цирюльник» Россини), Лакме (одноименная опера Делиба), Царица ночи («Волшебная флейта» Моцарта), Волхова («Садко» Римского-Корсакова), Татьяна («Евгений Онегин» Чайковского), Снегурочка (одноименная опера Римского-Корсакова).
Среди постоянных сценических партнеров Неждановой были крупнейшие певцы, в том числе Ф.И.Шаляпин и Л.В.Собинов. Вместе с ними она нередко выступала и в концертах, причем в ряде случаев аккомпаниатором был С.В.Рахманинов (очень высоко ценивший певицу и посвятивший ей свой знаменитый «Вокализ»), а позже супруг Неждановой — дирижер Н.С.Голованов.
Нежданова, обладавшая великолепной, безупречной вокальной техникой, была певицей русской школы, и именно в русском репертуаре вполне раскрылся ее талант. Единственная из певиц, она выступала в духовных концертах Синодального хора (до 1917 участие женщин в духовных хорах, кроме женских монастырей и институтов, не было разрешено, и для Неждановой делалось исключение как для прославленной певицы, известной своей религиозностью). Именно в расчете на ее голос были написаны партии солирующего сопрано в популярных духовных песнопениях П.Г.Чеснокова.
С 1936 года Антонина Нежданова преподавала в Оперной студии Большого театра, затем в Оперно-драматической студии имени К.С.Станиславского; в 1943-1945 и 1947-1950 годах — профессор Московской консерватории, оперному классу которой в 1951 году присвоено имя Неждановой.
С самого начала творческого пути вплоть до последних дней выдающаяся певица пользовалась особой любовью и почитанием слушателей. Умерла в Москве 26 июня 1950 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
*