В последнее время в столичных паспортно-визовых отделениях (ПВО) творится что-то несусветное. Банальная и годами отточенная процедура – поход за загранпаспортом – превратилась для москвичей в настоящую пытку. Предварительная запись, многочасовые очереди и даже талоны с номерами – все эти забытые было прелести социалистического прошлого воскресают в паспортных столах. Год назад руководство московской милиции передало заботу об обеспечении граждан загранпаспортами из ОВИРов в ПВО. Тогда эту меру объясняли заботой о людях, обещали, что очереди уменьшатся, а коррупция снизится. Однако с тех пор получение выездных документов только усложнилось. Очереди никуда не делись, а, наоборот, выросли. Турфирмы же как оформляли паспорта за деньги, так и оформляют. Правда, теперь уже в два раза дороже. Фактически в рамках «паспортно-визовой реформы» произошел обыкновенный передел рынка.

С тех пор как столичное ГУВД «оптимизировало работу паспортно-визовой службы», прошло чуть более года. В конце мая 2004 года были закрыты все 35 московских ОВИРов, а их функции передали паспортно-визовым отделениям (ПВО), расположенным в каждом отделе внутренних дел. Всего в городе организовали 126 пунктов оформления загранпаспортов. Необходимость реформы руководство столичной милиции объясняло несколькими причинами.

Прежде всего руководству ГУВД не нравилось, что масса турфирм, заключивших договоры с ОВИРами, делают загранпаспорта за деньги. «Уровень коррупции в ОВИРах превысил даже уровень коррупции в ГИБДД»,– заявлял на одном из закрытых совещаний разгневанный глава столичной милиции Владимир Пронин.

Тогда многочисленные турфирмы предлагали клиентам на выбор два варианта загранпаспорта: мидовский и овировский, причем последний в среднем обходился дешевле. Основная причина, по которой люди готовы были платить частникам за оформление паспорта, – огромные очереди в ОВИРах.

В результате реформы предполагалось решить и эту проблему. Руководство ГУВД Москвы приводило более чем убедительные доводы – количество пунктов выдачи паспортов увеличилось, следовательно, и процесс пойдет быстрее.

Лучше по талонам, чем с дракой

И действительно, на первых порах во вновь организованных ПВО практически не было никаких очередей. Можно было прийти и буквально в течение часа оформить все документы на загранпаспорт. Однако к нынешнему лету ситуация резко изменилась. И сейчас большинство столичных ПВО напоминают винно-водочные магазины в период горбачевской антиалкогольной кампании. Чтобы лично прочувствовать все «прелести» этих процедур, корреспонденты «НИ» обошли несколько московских ПВО.

Ощущение безысходности накатывает еще у входа в трехэтажный старинный особнячок, в котором находится ПВО при ОВД «Таганское». Такое ощущение, что вокруг – одни роботы, из которых вынули батарейки. В припаркованных повсюду автомобилях спят изможденные люди. Другие граждане, «безлошадные», облюбовали детскую площадку и зевают на детских качелях и скамейках с гномиками. Третьи охвачены ходильно-бродильной горячкой, и, шатаясь взад-вперед, нервно сигнализируют по телефону друзьям-родственникам, что стоять еще ну… очень долго. Периодически из обветшалого подъезда, за входом в который сразу угадывается эпицентр действия, выходят люди. Чтобы перекурить, вдохнуть свежего воздуха и крепко выругаться.

На третьем этаже картина маслом – большой и жужжащий людской улей.

«Кто последний сдавать документы?»

«Здесь вход строго по талонам? – объясняет средних лет мужчина. – Надо приходить с утра пораньше, занимать очередь. За десять минут до открытия кабинета тут раздают талоны с порядковым номером. 30 штук в день. Будешь 31-м –талона не достанется. А потом надо весь день очередь отслеживать, чтобы не прошла».

В маленьком «предбаннике» толпятся человек сорок. Только двое счастливчиков устроились на стульях, остальные все переминаются с ноги на ногу.

«Кто придумал эту систему – по талонам?» – интересуемся мы у словоохотливого собеседника.

«Да сами работники ПВО и придумали. Кстати, эта система очень удачная. Получил талон – значит, к концу дня, но в кабинет пройти удастся. А вот у меня коллега в другом отделении паспорт получал – там народ идет по спискам. Говорит, вот это полный беспредел! Ему пришлось там практически прописаться. Каждый день за четверть часа до окончания рабочего времени там проходила перекличка людей – тех, кто в списке. Постоянно кто-то опаздывал и пропускал перекличку, а потом пытался прорваться в кабинет. И каждый день там чуть ли не драки. Чтобы избежать подобных столкновений, первая пятерка по списку должна была являться чуть ли не к пяти утра и контролировать очередь».

20 тысяч счастливчиков

«Да-да! По спискам гораздо хуже! – вступает в разговор девушка по имени Оксана. – Пока здесь талоны не ввели, некоторые мужики местами в очереди торговали. 300 рублей платишь – и перемещаешься из хвоста очереди в середину».

Оксана работает в иностранной компании и за границу выезжает очень часто. Два-три раза в месяц. Паспорт приходится менять регулярно – раз в два года, а то и чаще. И никакой поблажки – каждый раз надо пройти это испытание по новой.

«Этим летом вообще какой-то ужас творится! – говорит Оксана. – Раньше все-таки у нас в Центральном округе поспокойней было. Здорово, конечно, что люди стали у нас путешествовать. Но надо все-таки тогда как-то усовершенствовать весь этот процесс. А то я заглянула в кабинет – на рабочем столе все тот же раздолбанный старенький компьютер».

В другом конце коридора – еще одно столпотворение. Эта очередь стоит за тем, чтобы полистать заветный журнал, в который заботливые служащие ПВО заносят имена тех, чей паспорт уже готов. Учетная запись ведется от руки, неразборчивым почерком. «Старые» фамилии счастливчиков, которые давно получили свои паспорта, почему-то не вычеркиваются, и счет именам, отечествам и фамилиям перевалил уже давно за отметку в 20 тысяч.

Перелопатить этот журнал – затея изначально безнадежная, тем более когда тебя со всех сторон подгоняют.

«Ну что вы там копаетесь, бабуля! – шипит молодой человек на пенсионерку, которая с головой ушла в изучение журнала. – Давайте смотрите быстрее! Вы же здесь не одна!»

«А я что, виновата?! – возмущается бабушка. – Открытку-то я сдала, чтобы мне ее прислали, когда паспорт будет готов. Так ведь не прислали!»

Может, просто выпускать не хотят?

Кстати, о пенсионерах. В этой духоте и тесноте им особенно тяжело. Условия адаптации в здешнем коридоре явно не для них. Помещение не проветривается, нет ни места общего пользования, ни возможности посидеть и отдохнуть.

«Что такое скоросшиватель?» – чуть не плачет пенсионерка Александра Морозова, которая решила поехать к родственникам в Прибалтику, и поэтому хочет отдать документы на загранпаспорт. Она полночи продежурила, чтобы получить заветный талон. Выдержала – помогла комсомольская закваска, но у победного финиша ее поджидало очередное испытание. Неожиданно на стене она увидела малюсенькое объявление: «Документы предъявлять только в папке-скоросшивателе». «Где поблизости купить этот скоросшиватель? У меня талон номер семь. Скоро моя очередь!»

Об объявлениях, заботливо развешанных здесь по всем стенам коридора, надо сказать отдельно. Это не объявления – это зашифрованные инструкции по ликвидации, точнее самоликвидации граждан, желающих сдать документы на загранпаспорт. Выглядят, как и положено ловушкам, они совсем безобидно. Скажем, про этот скоросшиватель. Объявление вывешено между табличкой «Не курить» и «Соблюдать тишину», и заметить его удается только особо тренированным гражданам. Скажем, тем, кто в детстве любил копаться в деталях и находить в картинках десять отличий. В результате рождается неприятная мысль: может, нас просто по старинке не хотят никуда выпускать?..

Начальник на отдыхе, сотрудница в декрете

У небольшого здания ПВО района «Котловка» – тоже целая толпа. Люди стоят у входной двери, на которой скотчем небрежно налеплен лист формата А4. Это новое расписание работы паспортисток, которое повесили только утром. Согласно новому правилу, прием бумаг на оформление загранпаспортов, как и выдача уже готовых документов, ведется с 15.00. Хотя еще неделю назад прием начинался уже в 11 утра.

«Дурдом какой-то, – возмущается пожилая дама в плаще. – Люди отпрашиваются с работы, приходят – а они все поменяли. И главное, безо всякого предупреждения. Даже когда воду горячую отключают, и то говорят заранее. А тут – полдня потеряно».

Тщательно переписав новое расписание, в котором среда – выходной, а первая и третья субботы в месяце – рабочие, входим внутрь. До начала приема еще два часа, а коридор уже заполнен людьми. Вопрос «Кто последний?» приходится выкрикивать, иначе можно не дождаться ответа – здесь все первые.

«Позвольте, я стояла, я занимала, – женщина с кипой бумаг и справок пробирается к двери заветного кабинета. – Мне только спросить».

В общем-то, здесь все стояли, все занимали и всем только спросить, но определенную напористость нужно проявлять, иначе не удастся выйти победителем из «бумажной войны».

На стене огромный стенд, где довольно подробно расписана вся процедура получения заграничного паспорта и перечень документов, которые нужно с собой иметь. Где какую печать ставить и кем заверять такие-то копии – главная тема для разговоров в очереди. Юлия Садовская после трех дней такого обмена опытом уже инструктирует новичков.

«Реквизиты платежек можно переписать прямо со стенда, а можно за 10 рублей купить у инспектора».

Принимают бумаги и выдают паспорта в одном кабинете, а занимается этим одна-единственная сотрудница, которая, разумеется, с объемом работы не справляется. Как рассказали в очереди, на прошлой неделе она работала настолько медленно, что люди устроили народное восстание. Пришлось срочно прислать на подмогу еще паспортистку, чтобы только дверь в кабинет не выломали. Все это безобразие в паспортном столе оправдывают отпускным сезоном. А ведь лето – оно и для работников паспортно-визовой службы лето. Начальник отделения, например, в отпуске.

«Главный на отдыхе, еще одна девушка в декрете, а один из инспекторов сегодня после отпуска первый день, – жалуется заместитель начальника паспортного стола Ольга Аксенова. – Вот я за троих и работаю. Ношусь из кабинета в кабинет. Хорошо, у нас еще район маленький, в других паспортных столах очереди приходится занимать за сутки».

Как говорят в паспортном столе, после того, как реформировали процедуру оформления загранпаспортов, работать стало только сложнее. «Раньше все специалисты были сосредоточены хотя бы в одном здании, работа шла гораздо быстрее, – объясняет Ольга Аксенова. – А здесь из ОВИРа только я. Так что очереди были тогда, будут и сейчас».

Правоохранительные жалобы

Милицейские начальники говорят о проблеме неохотно: размер очередей преуменьшают, количество трудностей, стоящих на их пути, преувеличивают.

«Какая очередь, нет у нас никаких очередей, – заявил «НИ» по телефону сотрудник ПВО ОВД «Таганское», категорически отказавшись представиться. – Мы с утра 40 талонов выдаем и всех принимаем. Так что очередей нет. Ну, может, сверху 2–3 человека придет. Так ведь это не очередь».

Винят в милиции, разумеется, и «неправильных» клиентов.

«Все эти очереди – искусственные, – заявили в ПВО при ОВД «Строгино», где корреспонденты «НИ» также неоднократно наблюдали столпотворения. – Ажиотаж создают сами граждане. Ну, например, приходит какая-нибудь бабуля, занимает очередь для своих родственников, а когда подошел ее черед, родственников нет. Вот и начинается. Потом, почему никто заранее не заботится о паспорте? А все начинается летом или перед зимними каникулами. Есть еще и такие, кто за деньги очередь продает. Но самая главная проблема – нехватка кадров, вот если бы человек трех еще добавили, то проблем бы не было вообще».

В столичном ГУВД о проблеме знают, но говорить о ней предпочитают почему-то на условиях анонимности.

«Основная проблема, из-за которой выстраиваются очереди в ПВО, – нехватка сотрудников. Сколько их работали раньше в ОВИРах, практически столько же работают в ПВО, – пожаловался «НИ» высокопоставленный сотрудник Паспортно-визовой службы ГУВД Москвы. – На 126 ПВО приходится около 2000 сотрудников. Этого явно недостаточно для нормального функционирования. Кроме того, число людей, желающих оформить загранпаспорта, постоянно увеличивается, отсюда и очереди. Мы написали письмо в Федеральную миграционную службу с просьбой увеличить штат, но ответа пока не получили».

Коррупция непобедима

Впрочем, не стоить забывать еще об одном аспекте «проблемы загранпаспортов». А именно о коммерческой составляющей. Напомним, что целью замены ОВИРов на ПВО было снижение уровня коррупции. Милицейское начальство тогда долго рассуждало о том, что фирмы, оформляющие выездные документы, сидят с ОВИРами чуть ли не под одной крышей. Что же изменилось за год?

«В глобальном смысле изменения в порядке оформления загранпаспортов не ударили по туристическому потоку, – заявила «НИ» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. – Но это крайне негативно отразилось на тех, кто регулярно переоформляет загранпаспорта, или тех, кто только собирается их заводить. Потому что очереди как были, так и остались. Если не стали больше. Кроме того, фирмы, оформляющие загранпаспорта, никуда не делись. Их сколько было, столько и осталось».

Похоже, что произошел обыкновенный передел рынка коммерческого оформления загранпаспортов. Проиграли от этого в первую очередь граждане – в среднем цены на оформление загранпаспортов выросли вдвое. Корреспондент «НИ» обзвонил несколько фирм, занимающихся этим бизнесом, и в 8 из 10 компаний сказали, что могут оформить загранпаспорт как через МИД (сейчас это сделать проще), так и через ПВО.

Все-таки небольшой удар по системе «фирм при ОВИРах» реформа все же нанесла. «Раньше мы могли за любой срок оформить загранпаспорт, хоть за день, –с ностальгией по былым временам сказала «НИ» сотрудница одной подобных компаний. – Теперь немного по-другому. Основную массу заказов мы проводим через МИД, это занимает от двух недель до месяца и стоит от 150 до 250 евро. Но через МИД могут получить документы только москвичи, прожившие в столице не менее 10 лет. В последнее время просят еще и ходатайство о выдаче паспорта с места работы. Но мы можем сделать загранпаспорт и за пять дней – через ПВО при ОВД. Стоит эта услуга 650 евро. Да, дорого. А что вы хотите, приходится делиться. Но вообще, после того как закрыли ОВИРы, цены выросли примерно в два раза. Мы-то, конечно, внакладе не остались. Людей вот жалко. Их ведь в очередной раз обманули, поставив перед невеселым выбором: или унижайся в паспортном столе, или плати втридорога. Обычный шантаж».

Оксана СЕМЕНОВА, Ирина ВЛАСОВА, Алексей ТЕРЕХОВ.

«Новые Известия» 24.06.05

Новые Известия

*