* Споры внутри правительства

    * События на Северном Кавказе

    * Авиация олигархов

«Трясти всех надо!»

Газеты продолжают следить за нарастающим напряжением в отношениях между российским премьером и министром экономического развития.

Вот, что пишет по этому поводу «Независимая газета»: «Вчера глава Минэкономразвития Герман Греф в краткой и жесткой форме объяснил своему шефу Михаилу Фрадкову, что он думает по поводу удвоения ВВП до 2010 года. «Невозможно» и «нереально» — вот что сказал Греф. «Ищите», — ответил ему Фрадков. Министр давно не боится возражать премьеру, а тот упрямо продолжает его толкать в сторону удвоения, словно не понимая, что хочет невозможного».

«Чтобы выполнить давний наказ президента, экономика должна расти темпами, раза в три превышающими нынешний уровень. Добиться этого на фоне тотального недоверия бизнеса к власти и надвигающихся парламентских и президентских выборов действительно «невозможно» и «нереально», — рассуждает «Независимая». — И никакие «ищите» тут не помогут. Впрочем, в одном премьер-министр прав — если ничего не делать, то удвоить ВВП не получится ни к 2012-му, ни к 2015 году».

«Вообще вчерашнее заседание никакой дискуссии по поводу ВВП не предусматривало. Речь должна была идти о федеральных целевых программ, — напоминает газета. — Но премьер не удержался и продолжил серию нагоняев, которые он регулярно устраивает главе Минэкономразвития».

Заголовок комментария не вселяет оптимизма: «Удвоение ВВП: миссия невыполнима».

«Трибуна.РТ» соглашается: «Не поколебали позицию главы МЭРТ и слова премьера Михаила Фрадкова: «Ищите, ищите источники роста… Герман Оскарович, у нас другого выхода нет». Надо заметить, что это уже не первая подобная дискуссия в стенах Белого дома».

«Ответить же на все доводы скептиков можно древней мудростью: «Кто хочет — ищет возможности, кто не хочет — оправданий». У министра, как у любого чиновника, есть вопреки мнению Фрадкова два выхода: либо исполнять, либо уступить место тому, кто готов работать», — философствует автор.

По наблюдению «Московского комсомольца», «последние заседания правительства превращаются не в обсуждение государственной экономики, а в критику Минэкономразвития. Вчера ведомство Грефа отругали за финансирование федеральных целевых программ (ФЦП) в 2006 году».

Особое внимание уделяется красноречию главы правительства: «Замглавы МЭРТ Виталий Савельев объяснил, что программы, не отвечающие нормативам, решили закрыть. А за счет сэкономленного — потратить больше на реформы здравоохранения, образования, формирование рынка доступного жилья, модернизацию транспортной системы. Другими словами, вытащить деньги из одного места и вставить в другое. «Что это мы вставляем в другое место?» — удивился премьер Михаил Фрадков».

«Комсомольская правда» цитирует главу правительства: «Разберитесь, что влияет на экономику! Куда вы будете подставлять пустые ведра под нефтяной дождь и какие грядки будете поливать. Трясти всех надо! И про рассаду не забудьте!»

Ту же цитату подхватывают «Новые Известия», озаглавившие свой комментарий «Ведра под нефтяной дождь». По мнению газеты, Михаил Фрадков поставил задачу «как всегда метафорично».

Сообщение «Труда» с заседания правительства: «В процессе обсуждения премьер заподозрил, что ведомство Грефа еще не разобралось, что будет работать на экономический рост, «какие грядки надо поливать».

«Крайне сложное положение»

«На Северном Кавказе появилась еще одна горячая точка, — предупреждает «Независимая газета». — События в станице Бороздиновская, которая подверглась жесточайшей зачистке со стороны чеченского батальона «Восток», вполне могут перерасти в новый кровавый конфликт между Дагестаном и Чечней».

«Примечательно, что Дмитрий Козак, обычно оперативно реагирующий на возникновение конфликтных ситуаций в регионе, занялся проблемой Бороздиновской только через две с половиной недели после ЧП», — пишет «Независимая».

«Думаю, Козак просто не очень хотел сам влезать в этот конфликт, — заявил газете руководитель Агентства прикладной и региональной политики Валерий Хомяков. — Тем не менее, коль он там появился, скорее всего это решение первого лица государства. Я думаю, что именно Путин отдал полпреду соответствующее распоряжение».

«По данным нашего расследования, — сообщил «Независимой» сотрудник правозащитного центра «Мемориал» Дмитрий Грушкин, — 4 июня в Бороздиновскую вошла колонна спецбатальона «Восток». Правда, командира батальона подполковника Сулима Ямадаева среди них не было».

Выводы газета делает весьма тревожные: «Федеральный Центр оказался в крайне сложном положении. Привлечь к строгой ответственности Ямадаева и его бойцов означает настроить против себя стратегического союзника в Чечне. Не ровен час, Сулим Ямадаев уйдет в горы, хорошо им освоенные еще в первую чеченскую, когда он имел звание «бригадного генерала Ичкерии». Спустить дело на тормозах — вызвать возмущение дагестанцев, которые еще не забыли рейд Басаева и Гелаева на Дагестан».

Как отмечает «Трибуна.РТ», «сам Ямадаев вчера опроверг все обвинения в адрес своих подчиненных, подчеркнув, что они приезжали в станицу ненадолго — на похороны отца одного из бойцов «Востока». И все разговоры о мести с их стороны — очередная попытка, по мнению Ямадаева, столкнуть лбами дагестанцев, которые стали жертвами «зачистки» в Бороздиновской, и чеченцев».

«Московский комсомолец» в статье «Вырванная станица» напоминает, что «граждане Чечни неоднократно жаловались на батальон «Восток», который захватывает людей без суда и следствия и увозит в неизвестном направлении. Год назад, например, в точности такие жалобы поступали из Веденского района, где были захвачены четверо молодых парней».

«Но в Веденском районе проживают чеченские тейпы, а не дагестанские народности, как в Бороздиновской. Они не могли всей деревней уйти на историческую Родину, расставить палатки и заявить о себе во весь голос, — пишет «МК». — Поэтому случай в Веденском районе, как и другие аналогичные «зачистки», не получил огласки. Чтоб власти обратили на тебя внимание, нужна широкая рекламная кампания».

«События в Бороздиновской показывают, что на Северном Кавказе граждане постепенно учатся противостоять беззаконию. Это отрадный факт. Люди поняли, как надо действовать, — заключает газета. — Надо собрать не менее тысячи человек в одном месте и дружно давить на больную точку центральной власти. Тогда сразу прибегут — и из прокуратуры, и из администрации. И полномочный представитель президента приедет и будет делать вид, что знать не знал про «бандитские методы» отличных парней, преданных Кремлю и России до последнего вздоха».

Предостережением звучит комментарий в «Новых Известиях»: «То, что на Северном Кавказе неспокойно, уже давно перестало быть новостью. Но именно за последний месяц обстановка на Юге России значительно обострилась».

«Олигархавиа»

Если верить «Независимой газете», «в VIP-зонах московских аэропортов «Внуково» и «Шереметьево» наступили жаркие деньки».

И вот почему: «У диспетчеров голова идет кругом: круглые сутки требуют то взлета, то посадки изящные «Гольфстримы», «Хокеры», «Фальконы» с требовательными пассажирами на борту. Верхушка российской элиты устремляется на отдых, на поправку здоровья, по недоделанным делам. Принадлежность бизнес-самолетов в оперативном расписании внуковского аэропорта почти во всех случаях указана туманно: «иностранная а/к».

«Как утверждают осведомленные люди, вылеты таких самолетов никогда не обозначены в расписаниях, а посадка на них осуществляется через специальные терминалы, где исключаются нежелательные встречи, — пишет автор статьи «Олигархавиа». — То, что отражено в оперативном расписании аэропорта «Внуково», — бизнес-рейсы предпринимателей хоть и высшего эшелона, но не олигархического Олимпа».

«Личный самолет сегодня с уверенностью можно считать единственным безоговорочно принимаемым общественным мнением атрибутом сверхсостоятельности. Заводы банкротятся, телеканалы закрываются, а пароходы стареют и идут на слом, — продолжает «Незавивимая». — Особняки на Рублевке и недвижимость за рубежом тоже уже не особо впечатляют. А самолет — высшее мерило престижа, знак принадлежности к избранным, а заодно средство передвижения — все в одном флаконе».

Много ли в России людей, владеющих этим культовым транспортным средством? «Точных сведений сейчас вам не даст никто, — расказал газете сотрудник реестра гражданских воздушных судов Федерального агентства воздушного движения. — Мы только начинаем их регистрацию, раньше они регистрировались незаконным путем в Федерации любителей авиации. То, что у нас уже прошло, — это около 50 самолетов. Но это очень неполные данные».

Даже когда ФАВД завершит регистрацию и выдаст итоговый показатель, он не будет отражать реальную картину дня — в официальную статистику не войдет подводная часть айсберга. «Дело в том, что многие самолеты, купленные россиянами, летают под флагом зарубежных авиакомпаний, хотя базируются в московских аэропортах», — заявил «Независимой» глава авиагруппы «Планета» (работает на рынке бизнес-авиации) Сергей Морозов. По его словам, завозить и ставить под флаг российских авиакомпаний самолеты зарубежных производителей очень невыгодно.

По оценкам Сергея Морозова, общее число частных фешенебельных бортов близится к сотне, а их общая стоимость — к 1 млрд. долл. К этой армаде к началу следующего года еще прибавится более 70 самолетов — западные фирмы уже работают над заказами российских миллиардеров.

Обзор подготовила Изабелла Аладышева, Служба мониторинга Би-би-си

пятница, 24 июня 2005 г., 01:25 GMT 05:25 MCK

Би-би-си

*