Не Турцией единой. Рост цен в Кимере и Анталье вынуждает россиян выбирать другие маршруты
(НИ). С наступлением поры массовых отпусков перед многими россиянами встает вопрос: куда отправиться загорать? На протяжении многих лет подавляющее большинство наших путешественников отвечали на этот вопрос однозначно: в Турцию. По соотношению цена – качество эта страна долгое время не знала себе равных по части летнего пляжного отдыха. Однако в наступившем сезоне туристам пришлось столкнуться с новой реалией: «халявных» путевок на турецкие берега больше нет. В силу различных причин отдых в этой стране подорожал на 15 – 20%. В результате многие стали находить для себя альтернативные направления.
Не будем лукавить: по количеству отдыхающих россиян Турция по-прежнему впереди планеты всей. Ведь никто не отменял «настоящее турецкое» качество гостиничного сервиса, отсутствие необходимости заранее оформлять визу, любимую многими систему питания «все включено», да и в конце концов просто привычку. Однако как раз последняя, как утверждают сотрудники столичных турфирм, и начинает меняться – пусть медленно, но верно. В первую очередь это относится к туристам, чьи финансовые возможности не безграничны.
По мнению директора по туризму группы компаний «Интаэр» Елены Комаровой, многие туристы, планирующие свой отдых исходя из определенного бюджета, изучили этим летом прайсы… и решили сломать устоявшиеся стереотипы и расширить географию своих путешествий.
Например, отправиться в тот же Египет, куда виза оформляется, как и в Турции, по прилету. Если раньше у россиян бытовало устойчивое мнение, что летом в этой африканской стране море разве что не закипает, то теперь летний Египет становится все более популярным. И одна из основных причин тому – цена. Так, недельный тур на конец июня в «пятизвездочник» Шарм-эль-Шейха можно приобрести за $300, тогда как в Турции за такую сумму вам не предложат и 3 «звезд» (для сравнения: неделя в отелях 3*, 4* и 5* стоит в среднем от $400, $550 и $680, соответственно). Если учесть, что жаркой египетской погоде сопутствуют минимальная влажность и морские бризы, а многие отели уже несколько лет как предлагают аналогичную турецкой систему питания, такое предложение кажется вполне конкурентоспособным. Правда, об экскурсиях в Каир или Луксор в таких климатических условиях, скорее всего, придется забыть. Но ведь и Турция популярна в первую очередь как пляжное, а не познавательное направление.
Любители Средиземного моря по-прежнему могут рассчитывать на доступный отдых в безвизовом Тунисе, который в этом году выгодно отличает ценовая стабильность. По сравнению с предыдущим сезоном стоимость путевок практически не изменилась: неделя в гостинице 3* обойдется вам в три сотни «зеленых». Правда, отели «средних» категорий в Тунисе все же проигрывают турецким, зато интересна экскурсионная программа – это и древний Карфаген, и сафари в Сахару к жилищам берберов, и бело-голубой город художников Сиди-Бу-Саид. Кроме того, отели в окрестностях Суса, например, не так изолированы от городской среды, как большинство их анталийских собратьев, и выезд «в люди» на такси стоит там в 2–3 раза дешевле.
Год назад Кипр резко потерял былую популярность у россиян в связи с ведением визового режима. Однако ко всему можно привыкнуть – тем более, как показала практика, получить кипрскую визу не составляет труда: оформить документ можно за 1–2 рабочих дня. Цены на туры также сопоставимы с прошлогодними. Более того, многие отели этим летом выпустили так называемые спецпредложения – питание «полупансион» фактически по цене завтрака. А потому этим летом туркомпании, работающие на этом направлении, в один голос заявляют о росте интереса к нему наших соотечественников. Как считает заместитель генерального директора «Зевс Трэвел» Ревас Мгеладзе, поток россиян на остров, по предварительным прогнозам, возрос на 15–20%.
Кстати, стандарты турецкого отдыха, по мнению экспертов, вообще стали оказывать заметное влияние на конкурирующие направления –all inclusive ударными темпами распространяется за пределами Турции. К примеру, если года три назад на всем Кипре отелей, работающих по этой системе, были единицы, то этим летом их насчитывается уже два десятка.
«Еврозона» также перестала пугать россиян, как раньше, тем более что курс евро к доллару в последнее время стабилизировался, остановившись на отметке 1,2 против былых 1,4. Как утверждает генеральный директор компании «Гермес» Михаил Лапшин, этим летом заметно увеличилось число наших соотечественников, желающих отдохнуть в Греции. С ним согласна и Елена Комарова из «Интаэр»: «Ценовая политика многое решает. Если в этом году на Халкидики можно отправиться на неделю за 359 евро, то даже для самых консервативных туристов, ранее там не бывавших, это повод призадуматься, а не стоит ли попробовать что-то новое». По мнению г-жи Комаровой, здесь тоже не обошлось без влияния Турции: практически впервые островные греческие отели стали предлагать «инклюзивное» питание. Результат – все больше туристов отправляется на ранее считавшиеся элитными Родос, Корфу, Пелопоннес.
По прогнозам специалистов, этим летом россиян ожидает настоящий бум в Испании. По мнению коммерческого директора компании «Время-Тур» Нели Огурцовой, рост турпотока в эту страну из России по сравнению с прошлым летом составит около трети. На руку россиянам в первую очередь сыграло некое падение популярности испанских курортов у их традиционных клиентов – немцев и англичан. В результате испанцы стали больше интересоваться клиентами из нашей страны. Цены на туры здесь также вполне доступны: неделя в отеле 3*, 4* и 5* стоит в среднем от 400, 500 и 600 евро, соответственно. Плюс ко всему этим летом многие испанские хотельеры охотно предоставляют бесплатное проживание детям, так что платить родителям придется только за авиабилет для своего чада. Добавьте к этому выбор из более чем десятка побережий и традиционную беспроигрышную экскурсионку – и чем не альтернатива прежним стереотипам? Так что прежде чем отправиться на отдых, господа, возьмите в руки карту и калькулятор.
МАРИЯ ЖЕЛИХОВСКАЯ
24.06.05
пятница
***