По первому приближению эта картина должна объяснить зрителю начало истории. Ведь за восемь лет, прошедших с момента выпуска художественно провального фильма «Бэтмен и Робин», зрители изрядно подзабыли, каким был «конец Бэтмена» и был ли он вообще. >>>

Студия «Уорнер бразерс», конечно, не хотела терять очень выгодный сериал, но всем было понятно, что «Бэтмен» зашел в тупик, выход из которого можно было найти только радикально пересмотрев концепцию оживления комикса о человеке-летучей мыши, начатого еще в 1939 году.

Два фильма об этом популярном герое, поставленные известным режиссером Тимом Бертоном, были довольно стильными, но какими-то игрушечными. «Бэтмен и Робин» режиссера Джоэла Шумакера оказался довольно бесстыдным китчем, с совершенно карикатурным Арнольдом Шварценеггером в роли Мистера Фриза (этакого мороза-злодея). И Арни действительно сумел «заморозить» сериал на целых восемь лет.

За эти годы кто только не брался оживить «френчайз». Даже мастер артхаусного кинематографа Дарен Арнофски («Пи»). Но на голливудском горизонте должен был появиться скромный британец Кристофер Нолан, удививший своим новаторским фильмом «Мементо», а потом неординарным триллером «Бессонница» с Алом Пачино и Робином Уильямсом, чтобы новый Бэтмен состоялся.

Нолан предложил студии казалось бы простую, но неожиданную концепцию своего «Бэтмена». Фильм должен был не только объяснить, почему миллиардер Брюс Уэйн в одиночку борется с преступным миром Готема (читай – Нью-Йорка), но и какова его мотивация, кроме показанного в одном из предыдущих «Бэтменов» убийства его родителей в темном переулке мрачного города.

Кроме того, Нолан сразу решил, что при сохранении некоторых элементов условности, необходимых в жанре комикса, он преподнесет историю становления характера Уэйна-Бэтмена в максимально реалистическом ключе.

Что режиссер (он же и соавтор сценария, совместно со знатоком комиксов Дэвидом Гойером) успешно претворил в своем фильме.

Прежде всего, на заглавную роль Нолан пригласил не звезду вроде Вала Килмера или Джорджа Клуни, как в двух предыдущих фильмах серии, а мало известного широкому зрителю британского актера Кристиана Бэйла.

У Бэйла есть некий внутренний мрачный огонь, который позволяет ему играть амбивалентные роли, в том числе и социопатов, как в недавнем фильме “American Psycho”.

Кроме того, Бэйл не отличается особыми физическими данными, поэтому авторы решили, что необыкновенные способности Брюса Уэйна объясняются, ну, что ли, количеством произведенных им отжимов от пола. А если взять шире, то невероятной тренировкой, полученной им в высокогорном лагере загадочного Ра’с аль Гула (Кен Ватанабе). Этот человек, который не вполне «этот» (не буду раскрывать секрета фильма) возглавляет некое братство борцов с мировой преступностью.

Беда лишь в том, что эта благородная идея, как, впрочем, и многие другие, вроде коммунизма, в реальности превращается в идеологию, сродни нацистской или даже более современной – террористической. Если нацизм или коммунизм были идеологиями с государством, то современный терроризм базируется исключительно на идеях религиозной чистоты.

Трудно не заметить в «Бэтмене: начало» прямых параллелей с сегодняшним днем, хотя визуально фильм стилизован под смесь пятидесятых годов со временами великой депрессии.

Правда, техника, которой пользуется Бэтмен – явно из сегодняшнего дня, точнее – ближайшего будущего.

Интересно, что все невероятные возможности Бэтмена и его технических «штучек» в картине объяснены просто: это новейшие достижения военной техники, разработанные в концерне Уэйна во время его многолетнего отсутствия в Готеме.

Особенно должен понравиться мужской части зрителей Бэтмобиль – этакая смесь могучего «Хаммера» с изящным и скоростным «Ламборгини». В дизайне машины, если присмотреться, есть и черты летучей мыши. Между прочим, Бэтмобиль может перелететь реку на ракетной тяге.

В фильме есть положенная жанру доля приключений. Но для меня самым интересным было не содержание, хотя оно тоже захватывает, а та новая форма, в которую режиссер Нолан облек старое содержание. Реализм фильма, отнюдь не заземленный, а изысканный, стильный без стилизации.

Когда есть творческий дар, на нем можно далеко улететь. В том числе и на крыльях летучей мыши.

Сергей Рахлин

20.06.2005

«Голоc Амepики» ▪ Russian

***