Повышенные социальные обязательства, которые взяло на себя государство из-за некачественной реформы системы льгот, грозят устойчивости бюджетной системы. Увеличение расходов, которые государство принимает на себя «на веки вечные», исключительно за счет временных сверхдоходов от высоких цен на нефть, которые могут упасть в любой момент, беспокоит уже не только аналитиков, но и высокопоставленных чиновников правительства. Более того, став заложником политического популизма (необходимость срочно компенсировать денежными вливаниями негативный эффект от монетизации льгот), правительство раскручивает инфляцию и создает угрозу обесценивания денег, которыми оно теперь старается поддержать наименее обеспеченных граждан.

Вчера вице-премьер Александр Жуков, выступая на конференции, организованной «Деловой Россией», призвал к чувству меры в расходовании «падающих нам с неба» сверхдоходов. При этом он фактически признал, что экономические интересы государства вступили в противоречие с политическими.

Как считает вице-премьер, с экономической точки зрения было бы целесообразно закрыть бюджет для нефтяных сверхдоходов, снизив цену отсечения до 18 долл. за баррель (доходы от экспорта нефти, полученные от превышения этой цены, идут не в бюджет, а в стабилизационный фонд). По мнению г-на Жукова, в этом случае снизится инфляция и прекратится укрепление рубля, негативно влияющее на конкурентоспособность российских товаров. Однако в нынешних условиях этот вариант явно нереализуем.

Напомним, что бюджет 2005 года формировался при цене отсечения 20 долл. за баррель, однако правительство все равно не смогло свести концы с концами. В результате монетизации оно не уложилось в рамки текущего бюджета и уже санкционировало использование около 350 млрд руб. дополнительных доходов главным образом на повышение зарплат и пенсий. А в 2006 году социальные расходы не позволят балансировать бюджет даже при цене отсечения ниже 27 долл. за баррель.

«Это правильно (снижение цены отсечения до 18 долл. за баррель, — Ред.) с экономической точки зрения, но неприемлемо с политической», — признает вице-премьер. Действительно, без использования «упавших с неба сверхдоходов» придется поставить крест на уже принятом решении о повышении пенсий, зарплат бюджетникам, довольствия военнослужащим в полтора раза (в реальном выражении, то есть с учетом инфляции) за три года. Однако такая «щедрость» может выйти боком: вливание столь крупных сумм, идущих целиком на потребление, провоцирует инфляцию, которая в значительной мере «съедает» прибавку к зарплатам и пенсиям. «Мы набрали много социальных обязательств и должны их выполнять, поэтому правительство приняло крайне рисковое решение — повысить (на будущий год. — Ред.) цену отсечения до 27 долл. за баррель», — говорит г-н Жуков.

Опасность связана не только с раскручиванием инфляции. Чем больше обязательств берет на себя государство, полагаясь на рост нефтяных доходов, тем выше зависимость от мировой конъюнктуры, которую Россия контролировать не в состоянии. При ее ухудшении правительству придется либо вновь наращивать долги, либо искать способ заместить нефтяные доходы поступлениями из других областей экономики. Последний путь, несомненно, наиболее приемлемый. Он предусматривает опережающее развитие перерабатывающих, инновационных отраслей, что невозможно без активного участия частного бизнеса. Но с этим сейчас как раз проблемы.

Власти придется приложить немало усилий, чтобы снять страхи инвесторов, возникшие после дела ЮКОСа. Вчера на эту тему со своей колокольни взглянул заместитель министра финансов Сергей Шаталов. Подтверждая намерение правительства снижать налоговое бремя на 1% ВВП в год, он заявил, что если проблема взаимоотношений бизнеса и власти не будет решена, то «какие бы средства дополнительно ни высвобождались от налогообложения, всегда будут существовать большие риски того, что эти средства пойдут не на развитие экономики, а будут искать какое-нибудь тихое убежище, и не обязательно на территории России». Иными словами, частный капитал продолжит убегать из страны.

Александр Жуков со своей стороны предвидит осложнения при возможном снижении нефтяных цен. И уже открыто ссылается на печальный опыт СССР 70—80-х годов. Тогда, как и сейчас, в страну текли нефтедоллары и стоял вопрос, как эти средства использовать. Было решено модернизировать производство — в частности, станкостроение, легкую и пищевую промышленность. Падение нефтяных цен к середине 80-х годов, напомнил вице-премьер, вызвало большой дефицит бюджета СССР и, как следствие, экономический кризис с последующим распадом страны.

Впрочем, не все во власти разделяют призыв г-на Жукова и его сторонников в правительстве (главный из них, конечно, министр финансов Алексей Кудрин) соблюдать меру при трате сверхдоходов. Многие уверены, что пока есть деньги, их надо тратить. На вчерашней конференции такую точку зрения представлял спикер Госдумы Борис Грызлов. Он раскритиковал кабинет министров за отсутствие планов заметного увеличения инвестиций в экономику страны, доказывая, что при таких сверхдоходах вполне можно одновременно и повышать зарплату, и инвестировать значительные средства. Правда, о том, как в этом случае бороться с инфляцией, второй год подряд выходящей из-под контроля правительства, спикер не сказал.

Михаил ВОРОБЬЕВ

Время новостей

N°109

22 июня 2005

Время новостей

***