21 июня бывшая советская межконтинентальная ракета должна вывести на орбиту уникальный летательный аппарат. Этот старт может стать прорывом в освоении космоса, отметил в интервью DW-WORLD немецкий ученый. Однако день 21 июня начался с неудачного пуска военного спутника связи «Молния-М» с космодрома в Плесецке. Как сообщают агентства, ракета-носитель упала в Тюменской области. Однако в этот же день ожидается еще один, и не совсем обычный, пуск. >>>

«Космос-1»

О космических путешествиях под парусами мечтал не только Жюль Верн. Уже в 20-е годы прошлого века подобные проекты разрабатывали Константин Циолковский и немецкий инженер Херманн Оберт (Hermann Oberth). Но их визионерские идеи техническая мысль догнала лишь в наши дни.

21 июня с российской подводной лодки в Баренцевом море стартует ракета, которая выведет за пределы земной атмосферы уникальный космический аппарат. На его борту нет баков с горючим. Вся 100-килограммовая конструкция — это большой солнечный парус из восьми тончайших жестких плоскостей, собранных, как лопасти у вертолета, вокруг центрального управляющего блока, который задает направление движения корабля. После выхода за пределы земной орбиты парус начинает накапливать энергию солнечного ветра. За три года космический «одуванчик» развивает скорость в 160 тысяч километров в час.

Космическая Одиссея только начинается

Первый, пока беспилотный, звездолет назван просто и с претензией «Космос-1». Действительно ли его запуск означает прорыв в освоении космоса, как утверждают российские и американские специалисты?

«Да, это так, — ответил в интервью DW-WORLD ведущий немецкий исследователь в области «солнечных космических технологий» Манфред Лайпольд (Manfred Leipold). — Если испытательный полет завершится успешно, это будет событием огромной важности». Ведь речь идет о совершенно новой технологии. Паруснику не нужно химическое топливо. Единственное, что ему нужно — это солнечный свет. На таком паруснике можно будет облететь всю Солнечную систему. Это действительно прорыв, подчеркнул немецкий ученый.

Рискованное предприятие

Но почему же тогда запускают «Космос — 1» не NASA, ESA или «Роскосмос», а частная американская кампания, на деньги которой создали всю «парусную» технологию и электронику российские специалисты? Судя по короткому смешку в телефонной трубке, вопрос не праздный. Лайпольд с 1994 года курирует программу solar sail — сначала в Германском аэрокосмическом центре (DLR), а теперь в частной мюнхенской компании, работающей по контракту с Европейским космическим агентством.

«Национальным космическим агентствам нужен гарантированный успех, — подчеркивает специалист. — А «солнечный парус» с его филигранной системой управления — проект рискованный. Исследования в этой области давно ведутся и в ESA, и в NASA. Американский бюджет составляет 30 миллионов долларов. И в США, и в Европе созданы наземные макеты размером 20 на 20 метров. В США даже проведены испытания в барокамере».

А европейский парусник и ныне там

Первый солнечный космический парусник мог бы бороздить просторы галактики и под звездно-европейским флагом. Как сообщил Лайпольд, европейцы сотрудничают с теми же экспертами из того же российского Космического центра имени Бабакина, который построил «Космос — 1» для Planetary Society. Но европейцы, в отличие от американцев, не могут покупать у россиян всю технологию. Европейскому космическому агентству предписано тратить деньги на разработки в Европе. Частная американская фирма подобными обязательствами не связана.

Манфред Лайпольд, который продолжает «шить» европейский солнечный парус в фирме Kayser-Threde GmbH, говорит, что техническая документация готова, и прототип научился расправлять свой замысловатый такелаж. На окончание проекта нужно еще два года. Но ESA медлит с финансированием.

Между тем в одной из европейских космических инстанций DW-WORLD сообщили, что разработки солнечных парусников были приостановлены в силу их бесперспективности.

Элеонора Володина

21.06.2005

DW-WORLD

***