Сегодня в Москве губернатор Самарской области К.А. Титов примет участие в совещании у председателя Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкова, на котором будет рассмотрен вопрос о реализации федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления». В повестке заседания запланировано выступление К.А. Титова с докладом о ходе реализации данного Закона на территории Самарской области.

В своем докладе губернатор намерен отметить, что в Самарской области выполнение закона о местном самоуправлении ведется по нескольким направлениям: юридическому, финансово-экономическому, кадровому и информационному. В течение 2004 года были составлены детальные макеты границ каждого из 342 муниципальных образований Самарской области. Правительством области при формировании новых органов местного самоуправления была поставлена задача – минимизировать изменения существующей системы местного самоуправления. Поэтому муниципальные образования первого уровня – 10 городских округов и 27 муниципальных районов — образованы в пределах территорий прежних 37 муниципальных образований.

Муниципальные образования второго уровня — городские и сельские поселения — являются вновь образованными, их число в Самарской области составляет 305, из них 13 являются городскими поселениями, 292 – сельскими поселениями.

На основе модельных уставов, разработанных в областном Правительстве, сегодня все городские округа и муниципальные районы области приняли свои уставы в новой редакции, данные документы находятся на стадии государственной регистрации. Для сравнения – по данным Министерства регионального развития РФ только 17% уставов городских округов и 20% уставов муниципальных районов в целом по России приведены в соответствие с требованиями нового федерального закона. В настоящее время Правительством Самарской области разрабатываются проекты модельных уставов органов местного самоуправления второго уровня — городского и сельского поселения.

К.А. Титов намерен выступить с предложением о внесении поправки в федеральный закон о регистрации уставов муниципальных образований. Сейчас эта функция выполняется органом исполнительной власти субъекта, но с 1 января 2006 года отойдет в ведение Министерства юстиции Российской Федерации. Губернатор К.А. Титов предлагает оставить за органами исполнительной власти субъекта функцию регистрации уставов муниципальных образований, так как они являются неотъемлемой частью системы нормативных правовых актов органов местного самоуправления, базовыми муниципальными правовыми актами.

В Самарской области были избраны следующие варианты структуры органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях:

— при численности населения муниципального образования менее тысячи человек глава муниципального образования избирается из числа депутатов представительного органа и возглавляет как представительный орган, так и местную администрацию;

— при численности населения более тысячи человек представительный орган и глава избираются непосредственно населением, при этом глава возглавляет местную администрацию.

Такие варианты структуры органов местного самоуправления, когда глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, позволяют обеспечить эффективность деятельности органов местного самоуправления, персонифицировать ответственность за реализацию определенных законодательством полномочий.

В июле 2005 года в Самарской области в целом будет завершен процесс переизбрания органов местного самоуправления первого уровня — городских округов и муниципальных районов — который был начат в 2004 году в связи с истечением сроков их полномочий. За этот период выборы прошли в 27 муниципальных образованиях области, еще в 10-ти выборы глав и представительных органов состоятся 3 июля текущего года. Исключение составят два городских округа, где в соответствии с их уставами перевыборы пройдут позже — в 2006 и в 2007 годах.

Муниципальными образованиями широко применялось предоставленное федеральным законом право выбора формы избрания главы муниципального образования. Так из 27 муниципальных районов главы 24-х избираются прямыми выборами, из 10 городских округов – главы семи. Главы двух муниципальных районов, избранные на прямых выборах, возглавляют представительные органы. На оставшихся территориях главы избираются из состава депутатов, и они же возглавляют представительный орган местного самоуправления.

В областном бюджете 2005 года были предусмотрены новые формы финансовой поддержки местных бюджетов, установленные федеральным законодательством: фонд финансовой поддержки муниципальных образований (создан ещё в 1999 году), фонд муниципального развития, фонд софинансирования социальных расходов. Бюджетные ссуды местным бюджетам были заменены бюджетными кредитами.

С 2005 года финансовое обеспечение наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями осуществляется консолидированно за счёт средств регионального фонда компенсаций.

Ещё в 2002 году Самарская область в числе первых субъектов Российской Федерации создала фонд реформирования муниципальных финансов, рекомендуемый в настоящее время Министерством финансов Российской Федерации всем регионам.

Фактически для осуществления реформы местного самоуправления в плане бюджета в Самарской области предстоит создать региональный фонд финансовой поддержки поселений и окончательно привести региональное бюджетное законодательство в соответствие с федеральным в связи с выделением бюджетов поселений.

В целом, удалось сделать главное – создать все условия для функционирования принципиально новой модели местного самоуправления, сообщает пресс-служба губернатора.

*