Мазут почти не виден. Разлившиеся нефтепродукты в Тверской области уходят под землю
(НИ). Шестые сутки в Тверской области сотрудники экстренных служб пытаются предотвратить экологическую катастрофу. 300 тонн мазута, которые еще в минувшую среду вылились из цистерн потерпевшего крушение товарного состава, собирают спасатели, сотрудники СЭС и добровольцы. По словам руководства МЧС, ни о каком экологическом бедствии речи быть не может. Однако власти Тверской области считают, что экологию региона уже не восстановить, и требуют от железнодорожников возмещения многомиллионных убытков.
Крушение товарного поезда № 2909 «Волоколамск–Ржев» произошло вечером в среду, 15 июня, на перегоне Зубцов–Аристово. С рельсов сошли 27 цистерн, груженных нефтепродуктами, три из которых дали течь. Вытекший мазут буквально пропитал почву вокруг железнодорожного полотна, попал в речушку Гостишку, оттуда – в реку Вазузу, приток Волги. Чтобы железнодорожная катастрофа не обернулась экологической, прибывшие на место происшествия специалисты МЧС, пожарные, работники СЭС принялись возводить заграждения на Гостишке, Вазузе и Волге.
Мазут уже шестой день откачивают насосами, вычерпывают ведрами. Техника часто выходит из строя, насосы забиваются мертвой рыбой. С помощью вертолетов загрязненная местность опрыскивается сорбентами, необходимыми для расщепления нефтепродуктов. По рекомендации экологов, мазут, осевший на берегах Вазузы, обрабатывают с катеров, а также из ручных опрыскивателей. Однако, несмотря на все усилия, не собрано и половины разлившегося топлива. Застаиваясь на одном месте, он может проникнуть в грунтовые воды, а оттуда попасть в колодцы и другие источники питьевой воды.
Впрочем, в Волгу нефтепродукты уже попали. Как говорят специалисты, в реке оказался не сам мазут, а его фракции, которые все-таки просачиваются через боновые заграждения. «Там просто пятна на поверхности воды, – рассказали «НИ» в пресс-службе МЧС. – Но никакого экологического бедствия это за собой не влечет». В МЧС категорически опровергают информацию о том, что ввиду нехватки рабочей силы собирать мазут призвали местных жителей. По словам сотрудника пресс-службы министерства, никакой мобилизации населения в Тверской области не происходит.
«Это добровольцы, – сообщили в МЧС. – Но их не так много. Ситуация заметно улучшилась, кризис миновал. Угрозы экологического бедствия больше нет, так что рабочая группировка сократилась почти вдвое. Если в четверг с последствиями утечки боролись около 700 человек, то теперь их задействовано только 445».
О том, что никакой экологической угрозы для Тверской области нет, говорит и министр по чрезвычайным ситуациям РФ Сергей Шойгу. Еще в пятницу он посоветовал представителям СМИ не нагнетать обстановку вокруг аварии и «не рассказывать всей стране страшилку».
Как сообщили «НИ» в Санэпиднадзоре Тверской области, утечка мазута никак не отразилась на питьевой воде. Тем не менее за ее качеством ведется ежедневный контроль. Пробы из рек Волга и Вазуза берутся по нескольку раз в день, включая выходные. Всего установлено 14 контрольных точек. «Уровень предельно допустимой концентрации нефтепродуктов в одной Вазузе превышен на отдельных участках в 40 раз, но эти показатели гораздо ниже данных двух-трехдневной давности», – сообщили в областном центре Санэпиднадзора.
Качество питьевой воды в Москве вообще никак не должно измениться в связи с утечкой мазута. Сотрудники МГУП «Мосводоканал» заявили, что конструктивные особенности гидрокоммуникаций Москворецко-Вазузской и Волжской систем водоснабжения практически исключают попадание нефтепродуктов в водозаборы.
Несмотря на оптимистичный настрой, руководителей МЧС и санитарно-эпидемиологических служб, власти Тверской области бьют тревогу. По словам вице-губернатора области Владимира Грабарника, региону нанесен колоссальный ущерб. Как заявил вчера вице-губернатор, Зубцовский район был одним из самых чистых в регионе.
«Учитывая, что Тверская область старается развивать экологический туризм, ущерб причинен огромный, – сказал Владимир Грабарник. – На ликвидацию последствий аварии потребуется год-полтора, но прежней природа здесь уже не будет никогда».
Ущерб, причиненный региону, вице-губернатор намерен взыскать с ОАО «Российские железные дороги». Точная сумма пока не названа. Скорее всего, речь пойдет о миллионах рублей. Кстати, это заявление – пока единственный серьезный выпад в адрес РЖД, хотя неофициально железнодорожное ведомство критикуют многие. О возможной вине РЖД осторожно говорят и в прокуратуре, и в народе.
Ирина ВЛАСОВА
20.06.05
понедельник
***