Не суди, да не судим будешь. В футбольной России разрастается очередной судейский скандал
Событие само по себе рядовое. Ни один еще российский чемпионат не обходился без скандалов, связанных с обвинением футбольных рефери во всех смертных грехах. На этот раз все иначе: обвиняет сам арбитр.
Суть конфликта проста. Во время матча премьер-лиги «Москва» — «Крылья Советов» судья Игорь Егоров не засчитал гол, забитый нападающим «Москвы» Бракамонте в ворота самарской команды. Хозяева проиграли и подали протест на судейство. Экспертная судейская комиссия (ЭСК) признала, что в этом эпизоде Егоров принял правильное решение, но нашла другую ошибку в действиях арбитра и отстранила его от работы на два месяца.
Вот такая житейская история. Надо сказать, не редкая для российского футбола. И вряд ли бы ее кто-то заметил, если бы сам г-н Егоров не дал скандальное интервью одной из спортивных газет, в котором назвал экспертную судейскую комиссию «карманной», пригрозил новыми изобличающими фактами из судейской жизни, а также пообещал закончить свою карьеру арбитра. Вполне возможно, что после такого Егорову самому уйти не дадут. Да виданное ли дело, чтобы арбитр сам отказывался от судейства. Их бьют на поле, в раздевалках и около своих домов. Им угрожают холодным и огнестрельным оружием. Их отстраняют от работы, заставляют давать взятки за то, чтобы судить матчи даже во втором дивизионе. А вот поди ж ты, почти никто из них не ушел из футбола сам. Видно, есть там что-то, ради чего стоит терпеть над собой издевательства болельщиков, прессы и руководителей команд. Насколько же надо любить свою работу (с зарплатой 1,5 тыс. долл. за матч премьер-лиги), чтобы после этого выходить на поле и слушать, как за спиной трибуны дружно скандируют: «Судья — … !» Удивительные люди.
Арбитрами не становятся — ими рождаются. Нет такой профессии — футбольный судья. У каждого арбитра есть свое основное место работы: кто-то учителем в школе работает, кто-то научной деятельностью занимается, а, например, арбитр Веселовский вообще подполковник ФСБ. Но в отличие от многих для Игоря Егорова судейство — это вообще не основной источник дохода. У него есть свой достаточно успешный игорный бизнес в Нижнем Новгороде, а судейство — это так, хобби, которым можно заняться в выходные во время матчей премьер-лиги. Так что, наверное, вдвойне обидно г-ну Егорову слышать в свой адрес обвинения в предвзятости без адекватной компенсации за моральный ущерб.
Обвиняют в основном команды. Не родился еще тот президент клуба, который может сказать добрые слова в адрес судей. Ненависть к арбитрам у них на генетическом уровне. Любой президент на сто процентов уверен, что на каждом арбитре, если внимательно поискать, можно найти ценник. Кто-то даже называл суммы. И каждый из президентов почти уверен: если судью не купил ты, то купил соперник. При всем при этом ни один футбольный судейский скандал в России не дошел до суда гражданского или уголовного. Нет такой практики. Потому что, если дернуть за одну ниточку, за ней скорее всего расползется все остальное. Сейчас к арбитрам на каждый матч приставлено по персональному охраннику из числа офицеров МВД. Говорят, не только лишь охранять судей, но и присматривать за ними. После каждой такой футбольной командировки сотрудники МВД должны составлять отчет. Любопытно было бы почитать.
Сам Игорь Егоров, если уйдет из судейства, обещает выпустить свои мемуары. Хорошая книжка должна получиться. Интересная.
Андрей Вдовин
Время новостей
N°107
20 июня 2005
***