На аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже «паблик-дей» совпадают с выходными. Это означает, что деловая часть выставки закончена, переговоры завершены, VIP-персоны разлетелись по своим странам, уступив место любопытствующей публике. >>>

На подъезде к выставке многокилометровые пробки, не совсем привычные даже для постоянно забитого автомобилями Парижа. Параллельно движется поток людей с рюкзаками за спиной — это приехавшие по железной дороге пешим порядком движутся в аэрокосмическую Мекку. Наш микроавтобус час тащился три последних километра. Едут на выставку и местные жители, и иностранцы. В нашем отеле много итальянцев и особенно американцев. Кстати, цены в трехзвездной гостинице подскочили до 300 с лишним евро за скромный номер. Аренда легкового автомобиля в эти дни — 500 евро в день, микроавтобуса — 750. Хотя водители заняты, как правило, только на дорогу до выставки и обратно. Если снявшая авто фирма пожелает эксплуатировать водителя сверхурочно, такса существенно возрастет.

Перед входом на выставку длинные очереди. Праздник неба — это еще и праздник желудка. На территории выставки тысячи людей сидят на травке, едят и запивают съеденное пивом и колой. Работают автоматы с напитками, круассанами и мороженым.

По асфальту, едва пробиваясь сквозь толпы, снуют автопоезда, стилизованные под маленькие паровозики. Люди посостоятельнее нанимают двухместные пассажирские автокары. Официальные лица проезжают на сверкающих дорогих машинах, и тогда французские полицейские (некоторые из них в непривычных уже даже для российской армии высоких сапогах) поднимают истошный крик, натягивают канаты с флажками и тем рассекают плотную толпу. Ощущение такое, будто охотники пытаются огородить флажками загнанных волков, хотя публика крайне мирная, улыбчивая.

Любителей походить по стендам называют «пылесосами» — они сметают все мало-мальски привлекательные сувениры: значки, буклеты, фирменные пакеты с ручками. Особенно страдает персонал шале — целой аллеи помещений, арендованных за огромные деньги наиболее именитыми фирмами. Возле таких шале теснятся дорогие лимузины, среди которых и представительский «Мерседес» не самый дорогой.

С террас шале, выходящих на летное поле, попивая напитки, наблюдают за полетами сотрудники фирм. Летает все: маленькие спортивные самолетики, огромные «сараи» «Боингов» и «Аэробусов», даже аэростат показал фигуры высшего пилотажа — своего, конечно. Меры безопасности в глаза не бросаются, но они, несомненно, есть. Возле израильской экспозиции один из сотрудников на русском рассказал мне, что за неделю до салона выгорел один из стендов. Возможно, это было короткое замыкание, а возможно, и поджог.

Салон в Ле-Бурже — самый крупный в мире. Следующий за ним английский «Фарнборо», убеждали меня знатоки из «Рособоронэкспорта», раза в три меньше. И публики там поменьше. Здесь же ее наплыв чувствуется не только на летном поле. Мы видели те же длинные очереди в знаменитый «Мулен Руж». На Монмартре художник, угадав в нас россиян, предложил пририсовать к традиционному портрету самолет.

Впрочем, это и очень деловой салон. Сужу хотя бы по сокращенной культурной программе: «Рособоронэкспорт» не привез обожаемый им квинтет казаков «с гиканьем и свистом» — некогда слушать. Отвлеклись только на прием в посольстве в честь 60-летия возвращения летчиков полка «Нормандия—Неман» на родину и презентацию общественной организации «Российско-французский диалог». Она была создана в декабре прошлого года по инициативе президентов Путина и Ширака, на открытии присутствовал Михаил Фрадков. Немедленно к этому подключились серьезные силы и с той и с другой стороны, в том числе на правительственном и промышленном уровне, на уровне культурных связей. Сенатор Жак Шимон, один из членов-учредителей организации, назвал заметные фигуры в организации. С французской стороны это президенты «Рено», «Газ де Франс», «Эйр Франс».

«На Западе Россию не всегда верно представляют, — заметил обозревателю «Времени новостей» бизнесмен князь Александр Трубецкой. — К примеру, здесь был заключен крупный контракт между компанией «Сухой» и французской фирмой Safran, однако французская пресса писала только о заключенном в это же время контракте «Эрбаса». Князь считает, что отношение правительства в корне отличается от отношения прессы. Об этом свидетельствуют визит президента Жака Ширака на торжества по случаю 60-летия Победы в Россию, открытие памятника де Голлю в Москве. Г-н Трубецкой надеется, что вновь созданная ассоциация сможет показать истинный имидж России.

При всем размахе «дней пылесоса» на салоне превалировала деловая атмосфера. А это значит, что Ле-Бурже очередной раз станет отсчетной точкой для перемен внутри российской авиационно-космической отрасли.

Николай ПОРОСКОВ, Ле-Бурже

Время новостей

N°107

20 июня 2005

Время новостей

***