Не так давно мне довелось провести с Анатолием Чубайсом несколько дней во время его отпуска. Способ отдыха — ралли по бездорожью. Это очень симптоматично: всю свою жизнь Чубайс проходит по бездорожью, и когда за ним следуют следующие, они искренне удивляются, что на проложенной трассе еще нет бензоколонок, туалетов и кафе, совершенно забывая, что совсем недавно здесь было непаханое поле.

Всю жизнь он ломал и менял привычное, чем принес людям нашей страны много огорчений, потому что не принес справедливости, которой испокон веков чает народ. Несправедливо разделил имущество, но он его делил, отдавал, а много десятилетий никто не мог об этом даже помыслить… Сегодня мы можем купить землю. Можем купить квартиру, магазин, завод. Сегодня мы распоряжаемся своей жизнью, можем уехать и вернуться, можем послать своих детей учиться за границу. Обязательно найдутся те, кто возразит: «На это нет денег». Но им можно ответить: «Заработайте!», — а еще недавно заработать было невозможно.

Несколько лет назад, когда лейтмотивом телевизионной рекламы был слоган «Выйди из тени и спи спокойно», я услышал от Чубайса: «Пройдет три-четыре года, и большой бизнес выйдет из тени». Тогда я думал, что он — кремлевский мечтатель. Сегодня большой бизнес выходит из тени, и это становится нормой. Когда в приватных разговорах я жалуюсь, что профессиональный государственный театр съедает, разрушает бандитская антреприза, Чубайс совершенно серьезно говорит: «Подождите, скоро антреприза выйдет из тени».

Он выводит страну из тени, накрывавшей ее в течение многих десятилетий. Страна жила в страхе, вранье и запретах, и главное, что сделал Чубайс со товарищи — разрушил это тотальное триединство.

Чубайс — очень талантливый человек. Я иногда слушаю его рассуждения о политике, экономике, поэзии, театре и понимаю, насколько он внедряется в предмет.

У него феноменальные память и мышление. Много раз я удивлялся тому, как Чубайс легко соотносит явления разных порядков и разных областей жизни и выводит некую системную закономерность.

При этом много раз замечал, как больно Чубайс реагирует на попытку выделить его из «состава участников». Случалось, что я по разным поводам сталкивался с сотрудниками РАО «ЕЭС» и кого-то ругал. Чубайс защищал их так, как будто защищался сам. Потом я понял почему: за все просчеты РАО и СПС он считал ответственным себя.

Это было видно во время недавнего «конца света» — к сожалению, рядовой трагедии, после которой посыпались и язвительные нападки, и некомпетентные комментарии. Чубайс разговаривал по-человечески, так что любой, кто хотел понять, понимал, что он делает правильно, а в чем ошибается, то хочет исправить. Он вел себя так искренне и достойно, что многие люди театра, среди которых были и Петр Наумович Фоменко, и Татьяна Васильева, и Альберт Филозов, и Сергей Юрский, звонили и передавали Чубайсу свою поддержку…

16 июня ему пятьдесят лет. И то, что он сознательно «пашет» на Россию, совершая ошибки и вызывая раздражение и недовольство, — показатель истинности намерений и чистоты помыслов. Хочу пожелать Анатолию Борисовичу оставаться первым номером в экипаже, пробивающем путь по бездорожью, и НЕ становиться другим.

…Последнее стихотворение Булата Окуджавы предназначалось Чубайсу, ко дню рождения:

Как нам жить, узнаем сами.

Мир по-прежнему велик.

Пусть останется меж нами

Добрых «жаворонков» крик.

Кстати, в 70-е годы я был уверен, что Окуджаве поставят памятник — и он стоит на Арбате…

Иосиф РАЙХЕЛЬГАУЗ, художественный руководитель театра «Школа современной пьесы»

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ"

***