В первой декаде июня представительная делегация Олимпийского комитета России (ОКР) нанесла визит в Китай. Президент ОКР Леонид Тягачев и его сопровождающие вернулись домой под сильным впечатлением: победа на грядущей пекинской Олимпиаде 2008 года стала для ее хозяев поистине национальной идеей. Руководство ОКР пришло к выводу, что России необходимо пересмотреть свои подходы к олимпийской подготовке, сгруппировав финансовые ресурсы на наших традиционно сильных, «медалеемких» направлениях, пусть и в ущерб тем видам спорта, которые вряд ли завоюют награды в Пекине.

Делегацию ОКР китайцы пустили туда, куда не ступала и до 2008 года не ступит нога иностранца. Леониду Тягачеву со товарищи показали Пекинский национальный тренировочный центр и две спортивные базы в горном Куньмыне — Хайгенг и Ченгонг. Увиденное потрясло наших олимпийцев. Столичный тренировочный центр, расположенный в черте Пекина на улице с символическим названием Спортивная, начинали строить в 50-е годы прошлого века с участием советских специалистов. Сегодня он представляет собой ультрасовременный комплекс, рассчитанный почти на тысячу спортсменов, в котором работают сборные команды по тем видам спорта, от которых китайцы планируют максимальную медальную отдачу в 2008 году: бадминтону, баскетболу, волейболу, легкой и тяжелой атлетике, настольному теннису, плаванию, прыжкам в воду, синхронному плаванию, спортивной гимнастике и стрелковому спорту. Любопытно, что высокопоставленным российским «разведчикам» показали все объекты, кроме того, на котором работают китайские стрелки. Именно в этом виде олимпийской программы в Афинах спортсмены Поднебесной добились впечатляющего прогресса и останавливаться в росте, видимо, не намерены. Все команды в расширенных составах — по 100-150 человек — находятся в этом центре на круглогодичных тренировочных сборах, которые продлятся до самой Олимпиады. Шесть дней в неделю по семь часов атлеты работают на базе. Седьмой день выходной — спортсменам разрешено выйти за строго охраняемую территорию базы и повидаться с родными. Для тренировок созданы все условия: новейший инвентарь, современное медицинское оборудование, условия проживания — на уровне отеля «три звезды».

«Можно и козу научить кататься на горных лыжах»

Особенно россиян поразила столовая: 16 видов только мясных блюд (а еще рыба, фрукты, овощи и десерты) ежедневно, четырехразовый режим питания. Пищу готовят на открытой для обозрения кухне. Это очень важная деталь: спортсмены зачастую страдают расстройством аппетита, однако когда они приходят на обед и становятся свидетелями процесса приготовления пищи (десять умелых поваров работают в идеальной чистоте), аппетит просыпается. Для психологической разгрузки организованы досуговые комнаты, в которых можно послушать музыку, поиграть в карты, шахматы и нарды. Членов нашей делегации впечатлили масштабы: для бадминтона отведены два огромных зала по 11 площадок в каждом, и все они заполнены тренирующимися; в зале для тяжелой атлетики одновременно работают 80 атлетов, а в зале спортивной гимнастики — 132! Нашим штангистам в Подольске, занимающимся в зале «пять на пять метров» или гимнастам на «Озере Круглом» такое и не снилось. На территории комплекса располагаются антидопинговый и информационный центры: любая спортивная новость мира в считанные минуты доводится до тренеров китайских сборных. Китайские тренеры и спортивные функционеры в беседах с нашими не скрывали, что в тренировках и организации дела опираются на методики, разработанные в свое время в СССР и ГДР. «Как говорил один мой тренер из Санкт-Петербурга, и козу можно научить кататься на горных лыжах, — заметил Леонид Тягачев. — По этому принципу китайцы и работают».

«Результат неизбежен»

После этого ошеломленных русских олимпийцев посадили в самолет, и через три с половиной часа Тягачев и его спутники прилетели в горную провинцию Юннань. «Мы думали: ну хорошо, Пекин, столица. Посмотрим, как обстоит дело в регионах. А там оказалось еще лучше!» — восхищенно рассказывал президент ОКР. Базы Хайгенг и Ченгонг расположены в окрестностях 4-миллионного города Куньмыня в уникальных климатических условиях среднегорья на высоте 1800-1900 метров над уровнем моря. Там имеются 14 футбольных полей, 15 теннисных кортов, крытая арена для легкой атлетики, велотрек, бассейны для пловцов и прыгунов в воду. Члены олимпийской сборной получают зарплату на уровне 1000 долларов — огромные для Китая деньги. Это в два раз больше жалования государственного министра. За олимпийское «золото», по неофициальным данным, правительство обещает каждому спортсмену 100 тысяч долларов, а с учетом премий от региональных властей, клубов и спонсоров гонорары китайских олимпиоников могут достичь 300 тысяч. Таким образом, призер Игр становится человеком, обеспеченным до самой смерти: кроме денежных призов китайские власти наградят своих чемпионов земельными наделами, квартирами и машинами. В Китае развивается настоящий культ олимпийских победителей. Правительство КНР в 2005-2008 годах потратит на подготовку олимпийцев 500 млн. долларов. Еще 3 миллиарда поступает на нужды китайского НОКа от спортивной лотереи, приносящей 10 млрд. долларов ежегодно. Размеры спонсорских вложений — разумеется, коммерческая тайна. Цель Китая на Играх 2008 года — первое общекомандное место, 110 медалей, из них 39-40 золотых. «При таком подходе к делу результат неизбежен», — констатировал участник китайской поездки, первый вице-президент ОКР Владимир Васин.

«Олимпиаду прокакали»

Сопоставив общие бюджеты китайской (1,5 млрд. долларов) и российской (6,5 млрд. рублей) спортивных отраслей, Владимир Васин грустно заметил: «Мы поняли, что серьезно отстаем, прежде всего в материальной базе». Главный вывод, сделанный нашей делегацией: необходимо те средства, которые у нас все-таки есть, аккумулировать на главных направлениях. То есть вложить в те виды спорта, в которых россияне традиционно сильны: легкую атлетику, борьбу, стрелковый спорт, тяжелую атлетику, бокс. Так поступают во всем мире. Американцы, например, почти все свои олимпийские медали выигрывают в плавании и легкой атлетике. В целом каждая команда имеет не более четырех «ударных» видов. А российский подход к финансированию олимпийской подготовки вице-президент ОКР Виктор Хоточкин (отвечавший за этот сектор работы в Госкомспорте эпохи председательства Леонида Тягачева) сравнил с «размазыванием икры по всему бутерброду». Тема дележа денег вечна. В нашем спорте она в последние годы ассоциируется с противостоянием ОКР и Росспорта, который, собственно, финансированием спорта и занимается. Леонид Тягачев всякий раз отрицает наличие разногласий, но эта тема в разговоре все же всплыла, когда президент ОКР кратко подвел итоги афинской Олимпиады, взяв под защиту бывшего президента Федерации спортивной гимнастики Леонида Аркаева и президента Всероссийской федерации плавания Геннадия Алешина (эти сборные в Афинах не смогли завоевать золотых медалей): «Почему мы носимся с этими кубками, когда выигрываем «Ролан Гаррос» или Уимблдон, а когда Олимпиаду прокакали, валим все на гимнастов и пловцов?» Это в адрес идейного оппонента Тягачева Шамиля Тарпищева, теннисисты которого, выступавшие в Афинах, по словам Тягачева, в сильнейшем составе, не выиграли медалей. Надо полагать, что если бы «икру на бутерброде» размазывали в ОКР, Шамилю Анвяровичу досталась бы от силы голая краюха.

Тут не Китай

Участники китайской поездки признают, что опыт Поднебесной важен для нас, но в абсолютном масштабе не применим. И не только потому, что у России нет таких денег. Леонид Тягачев заметил, что зато ни у кого в мире нет таких специалистов, как у нас — энтузиастов и замечательных профессионалов. Особенность китайской подготовки — в подмене международной конкуренции внутренней: в Азии у Китая достойных соперников нет, и уровень мастерства атлетов повышается преимущественно в национальных соревнованиях. Так, репетицией Пекина-2008 для страны станет Всекитайская Спартакиада, которая пройдет в Нанкине осенью текущего года. Российские спортсмены, к счастью, включены в систему высоких по уровню европейских стартов. Есть и другие важные вещи, о которых руководители ОКР не стали вспоминать. По причинам культурным и историческим вряд ли возможно «посадить» российских спортсменов на 6-дневные закрытые сборы, да еще и на несколько лет, — ведь даже за высокой целью не должна маячить тюрьма. Кроме того, чрезмерная централизация подготовки китайцев — это как раз то, от чего в нашем спорте вроде бы решено уходить. В частности, в спортивной гимнастике — ее бывшего властителя Аркаева упрекали как раз в том, что в результате сосредоточения работы на «Озере Круглом» мы едва не потеряли гимнастику в регионах. А по поводу дележа денег (руководители ОКР выражали недовольство тем, что из «Лыжни России» сделали помпезное мероприятие стоимостью под 200 миллионов рублей — видимо, вместо того чтобы дать эти деньги олимпийцам) снова вырисовывается коллизия между спортом высших достижений и массовым: последним ОКР не занимается, а Росспорту положено изыскивать средства и на Турин, и на Пекин, и, фигурально говоря, на «Кожаный мяч».

Сколько тратит на Олимпиаду Росспорт

Понятно, что денег никогда не бывает много и объемы финансирования олимпийских программ познаются только в сравнении, да еще и с учетом национальных экономических реалий. Заместитель руководителя Росспорта, курирующая финансовые вопросы, Лейла Покровская сообщила ГАЗЕТЕ, что на финансирование видов спорта, включенных в программу летней Олимпиады, федеральное агентство ежегодно тратит не менее 780 млн. рублей и 5,5 млн. долларов. По поводу увеличения объемов финансирования «медалеемких» дисциплин Лейла Покровская заметила, что они и сейчас «достаточны, поскольку подготовка спортсменов осуществляется на основе принципа консолидации средств всех бюджетов: федерального, а также региональных и внебюджетных средств». К тому же целесообразность этого шага неоднозначна. «Отсутствие результатов далеко не всегда связано с объемом средств, выделяемых из федерального бюджета», — отметила Лейла Покровская. При этом предложение ОКР, по ее словам, реализовать «технически несложно, но при этом следует иметь в виду, что данный шаг повлечет за собой ряд негативных моментов: например, изменение финансирования может косвенным образом затронуть состояние вида спорта в целом по стране, а это связано с оплатой работы тренеров в физкультурно-спортивных учреждениях».

16.06.2005

Роман Трушечкин

ГАЗЕТА

*