(РГ). В Росгидромете заявили, что в районе аварии товарного поезда в Тверской области отмечен высокий уровень загрязнения, в воздухе сильно пахнет углеводородом.

Впрочем, при визуальном обследовании Волги в городе Старица нефтяных пятен не обнаружено. По данным работавших на месте аварии специалистов Тверского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, загрязнение нефтепродуктами обнаружено в двух из четырех створов реки Вазуза, где были взяты пробы. К настоящему моменту утечка мазута из опрокинувшегося под Ржевом поезда локализована. Нефтяные лужи обвалованы и планомерно ликвидируются, реки Вазуза и Гостюшка перекрыты боновыми заграждениями. Однако около двух тонн мазута все же успели прорваться вниз по течению.

Какую угрозу это представляет, в частности, для водоснабжения столицы? Мнения должностных инстанций по данному вопросу, увы, расходятся полностью. Как заявил «РГ» представитель ГУ МЧС по Тверской области, вероятность попадания мазута в Московское море и любое другое водохранилище, из которого производится водозабор для Москвы, — какие-то доли процента. Просочившийся мазут практически весь осел на левом берегу Вазузы. Спасатели МЧС локализовали это пятно и ведут проверку Волги от Твери и выше по течению. Зарезервирован теплоход со спецоборудованием, позволяющим задержать разлив мазута.

Однако полностью исключить возможность того, что горючее, пусть и в малых количествах, доплывет до столичных водозаборников, нельзя: 60 процентов водоснабжения Москвы приходится на Волгу. В этом случае придется отключить водозаборы на время прохождения нефтяной пленки, в крайнем случае — перейти на резервные емкости с водой. Более того, вода попадает в водопровод не прямиком, а только после фильтрации. Очистным сооружениям, если в них попадет мазут, не поздоровится. Но в любом случае «черная» вода из московских и тверских кранов течь не будет. Сейчас ведется экологическая зачистка территории, для адсорбирования нефтепродуктов завезен песок, ситуация под контролем. Руководитель МГУП «Мосводоканал» Станислав Храменков также утверждает, что 275 километров, отделяющих Москву от места катастрофы, — непреодолимый барьер для тяжелых фракций нефти. Кроме того, на пути вероятного нефтяного пятна расположены семь водохранилищ Волжской гидротехнической системы. В свою очередь, Росприроднадзор в экстренном порядке обратился за помощью к нескольким компаниям, которые помогут с доставкой специальных сорбентов для сбора разлившихся нефтепродуктов в Тверской области.

С этой точкой зрения не вполне согласен сопредседатель экологической группы «Экозащита» Владимир Сливяк, заявивший «РГ», что разлив нефтепродуктов под Ржевом может сказаться на качестве московской питьевой воды.

— Поскольку мазут легче воды, он не смешивается с ней, а образует пленку на поверхности, — сообщил он. — Опасность в том, что через нее не проходит кислород и вся водная фауна погибает, а у плавающих птиц склеиваются крылья. Так что экологический ущерб от аварии, безусловно, велик. На тот момент, когда сотрудники МЧС начали возводить различные препятствия на пути движения мазута по реке Вазуза, нефтепродукты уже были в воде. Заявление о том, что грязь не дошла до водозабора, вызывает сомнения — хотя и небольшая часть, но все же дошла. Едва ли это обернется длительной катастрофой, но есть серьезные опасения, что жители северо-запада Москвы будут либо пить загрязненную воду, либо воды не будет некоторое время совсем, так как понадобится время, чтобы ее очистить.

И совсем уж пессимистической точки зрения придерживается заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Олег Митволь, лично побывавший в районе аварии. Разлив нефти в Тверской области является экологической катастрофой национального масштаба, заявил он. По словам Митволя, экологические последствия аварии не локализованы, топливо продолжает просачиваться в почву. «Компании «Российские железные дороги» необходимо было обеспечить на месте наличие насосов и сорбентов. Вместо этого ее руководство решило восстанавливать железнодорожный путь, хотя в соответствии с экологическим законодательством РЖД должны были заниматься ликвидацией последствий аварии. Я как руководитель сделаю все, чтобы РЖД возместили ущерб, нанесенный экологии», — подчеркнул Митволь.

Михаил Осин

Дата публикации 18 июня 2005 г.

«Российская газета»

*