Около 40 лет компакт-кассеты доминировали на рынке музыкальных носителей — и вот они сходят со сцены. По крайней мере, на Западе.Магнитофонные кассеты, изобретенные в 60-х и достигшие пика популярности в 80-х, были частью музыкальной культуры в последние четыре десятка лет — до того, как им на смену пришли MP3 и «скачивание» из интернета. >>>

Эксперты звукозаписывающей индустрии и торговли предсказывают скорый конец недавним фаворитам, без которых невозможно было представить дом любителя музыки.

Они, конечно, не отличались качеством нынешних MP3-плейеров, скрипели, свистели, пленка на них скручивалась, зажевывалась, но кассеты были верным — и не дорогим — другом.

Но технологии не стоят на месте, и мир музыки прощается с кассетами.

«Альбомы на кассетах выпускаются значительно реже и продаются значительно меньше, чем во время пика их популярности в 1989 году, когда в Великобритании продавалось 83 миллиона копий, — рассказывает Мэтт Филипс, сотрудник British Phonographic Industry (BPI). — В прошлом году было продано всего около 900 тысяч. Очевидно, что объем продаж быстро сокращается».

«Убийцы музыки»

Голландский электронный гигант Philips придумал компакт-кассету в 60-х. Тогда на рынке царил винил и катушечные магнитофоны.

Сейчас это кажется странным, но Philips не стал брать денег за патентованный дизайн своей кассеты, позволив всем остальным копировать его бесплатно. Так или иначе, это стимулировало быстрое распространение кассет как нового стандарта музыкального носителя.

В середине 80-х 54% музыки в мире продавалось на кассетах.

Музыкальная индустрия, впрочем, всегда недолюбливала кассеты. Вовсе не за их не очень высокое качество. А за то, что на кассеты можно было копировать музыку до бесконечности. Кассетные магнитофоны значительно упрощали жизнь «пиратам».

Кассеты даже были обвинены в том, что они «убивают музыку». Как мы знаем, сейчас в этом же самом обвиняют интернет.

Кассетное наследие

И хотя кассеты стремительно исчезают с прилавков музыкальных магазинов, они по-прежнему сохраняют сильные позиции в магазинах книжных — по крайней мере, в Британии.

Компания Philips позволила другим использовать ее кассетный дизайн бесплатно

Примерно треть аудиокниг продается на кассетах. Такой бестселлер, как «Код Да Винчи», распродается в стране в количестве 60-70 тысяч кассетных копий.

«Аудиокассеты — это как старые друзья. Они никуда не денутся, — говорят работники книжных магазинов. — Их можно останавливать на любом месте, а позже возвращаться туда же, что гораздо сложнее сделать с CD».

Не будем забывать также, что кроме Запада есть Афганистан, Индия и другие страны, где кассета живет и процветает, где музыканты зачастую записываются прямо на этот носитель.

По словам директора отдела исследований международной федерации звукозаписывающей индустрии Кита Джоплина, в Турции продается 88 миллионов кассет в год, в Индии — 80 миллионов. В этих странах на кассетах продается 50% всей музыки. А в Саудовской Аравии — 70%. Прежде всего потому, считает Джоплин, что «CD-плейеры до сих пор не проникли на 100% на эти рынки».

В начале этого года самое крупное предприятие в США по производству магнитофонных кассет прекратило их выпуск, что в ближайшем будущем может привести к дефициту новых кассет.

Однако слова «быстрая перемотка», «запись», «пауза» из эры кассетных магнитофонов давно вошли в наш лексикон и останутся с нами навсегда.

пятница, 17 июня 2005 г., 11:48 GMT 15:48 MCK

Би-би-си

***