«За мою фразу «негр по национальности» прошу взыскать с Михаила Задорнова 123456 рублей 78 копеек». Письмо с таким требованием в приволжский региональный филиал российского авторского общества направил самарский юморист Юрий Копылов, посчитав, что мэтр Эстрады без спросу   позаимствовал забавное словосочетание из его юморески «Олимпико икс икс».

Впервые это творение появилось на страницах одной из самарских газет аж в 1992 году. «Девятого мая я смотрел концерт Задорнова по одному из телеканалов, -рассказывает обиженный истец. — И вдруг услышал свою шутку в рассказе про таможенника. Семь лет назад Самарский союз писателей выпустил сборник «Тут мы и Задорнов Михаил», в который в том числе вошли несколько его юморесок. Кто-то подарил экземпляр московскому коллеге. Вот оттуда» он и «приватизировал» мою фразу. Настроен я решительно. Если авторское общество проигнорирует мое заявление, буду искать правду в суде». А столь странную сумму иска Копылов объясняет тем, что просто написал подряд все цифры — от единицы до восьмерки.

Кстати, есть у него претензии и к Евгению Петросяну, который тоже якобы кое-что «выудил» из творчества самарского юмориста. Петросяну Юрий в свое время передал рукописи для рецензии. Евгений Ваганович отзыв дал одобрительный. Да вот только авторство некоторых анекдотов и афоризмов, которые произносит со сцены, не называет. И гонорары, естественно, не выплачивает.

Но если споры юмористов сами больше напоминают плохой анекдот, то другие самарские дискуссии вокруг интеллектуальной собственности с привлечением судебных инстанций выглядят гораздо солиднее. Сын известного конструктора авиационных и космических двигателей Николая Кузнецова вот уже несколько лет пытается в судах различных инстанций доказать то, что одно из самарских предприятий, выпускающее кузнецовские разработки, совершенно незаконно украшает свою продукцию брэндом «НК». Этот отцовский брэнд Николай Кузнецов-младший еще в 1999 году официально зарегистрировал на свое имя как товарный знак. И с тех пор начал борьбу, как он сам подчеркивает, «за справедливость». Причем наследник утверждает, что «это чисто правовой иск и никаких материальных претензий за использование чужого товарного знака он к заводу не выдвигает».

Несколько лет назад борьбу за исключительное право использовать товарный знак «Жигулевское пиво» вел и местный пивоваренный завод, который еще в 1935 году стал родоначальником этого популярнейшего напитка, а в самом начале девяностых в Роспатенте зарегистрировал свое первородство. Сразу после этого он поставил ультиматум всем российским коллегам-пивоварам: или они отчисляют процент за использование чужого брэнда, или прекращают выпуск пива этого сорта. Но коллеги ультиматум не приняли, а, объединив силы и особенно средства, добились-таки в Роспатенте отмены регистрации исключительного права самарцев на созданное ими же пиво.

Аркадий Соларев.

*