Лето — горячий сезон для инспекторов Роспотребнадзора, унаследовавшего часть функций от ликвидированного Госсанэпидемнадзора. И это понятно: мелкие торговцы нередко игнорируют правила продажи скоропортящихся продуктов, а отсюда и до эпидемии недалеко.

Впрочем, как считают специалисты, инспекторскими набегами проблему не решишь. «Покупатели должны знать свои права, тогда и нарушений станет меньше», — считает руководитель Территориального управления Роспотребнадзора по Самарской области Нина Сергеева. По ее словам, «скоропортящиеся продукты должны находиться в холодильнике. И все объяснения продавца, что «я только выложила» и т. д., неуместны». На упаковке (этикетке) продукта должен быть указан не только срок годности, но и приведен полный перечень компонентов, использованных для его изготовления. И еще один совет от Нины Сергеевой: «Продукты летом лучше покупать все-таки в магазине или на крупных рынках, так как большие торговые предприятия имеют возможность сами контролировать качество товара».

Может отслеживать качество и Роспотребнадзор, но, согласно Федеральному закону № 134, плановые проверки торговых заведений могут проходить не чаще одного раза в два года. Впрочем, в том же законе за надзорной организацией закреплено право и на внеплановые проверки: если поступила жалоба, если в ходе предыдущей плановой проверки выявлены нарушения и т.п.

«Библия» проверяющих — санитарные нормы и правила. Эти документы следует почаще штудировать и бизнесменам. Многие нарушения и конфликты с надзорными органами происходят из-за неосведомленности торговцев. Например, именно в санитарных правилах оговорено, что торговать рыбой и овощами нельзя в жилых домах и пристройках к ним. Однако любой житель Самары, выйдя из дома, обнаружит, что это правило для продавцов не писано. А потребители, плохо осведомленные о своих правах, молчат. Так что Нина Сергеева, считающая, что «без грамотного покупателя улучшить качество продуктов нельзя», безусловно, права.

Евгений Федоринов

*