“Экселлент! Шарман!” — примерно такими возгласами приветствовали специалисты появление на авиасалоне в Ле-Бурже макет российского космического корабля многоразового использования “Клипер”. Итог этих восторгов — заявление гендиректора Роскосмоса Анатолия Перминова о том, что Россия совместно с Европейским космическим агентством собирается работать над новейшим шаттлом. Это означает, что мир получит “челнок”, способный совершить около 20 стартов. Так что смело можно сказать, что первый “полет” “Клипера” — во Францию — прошел успешно.

Как стало известно “МК”, корпорация “Энергия” взялась за разработку “Клипера” всего… четыре года назад. А сейчас о нем говорят как о самом востребованном корабле! Это — чистая правда, потому что он — сверхнадежен: благополучно приземлится, даже если откажут системы управления, может без проблем для космонавтов приводниться, в случае нештатной ситуации система аварийного спасения подхватит экипаж в любую секунду полета, космонавты вернутся на Землю живыми, даже если раскроется только один парашют из трех, при аварии ракеты-носителя “Клипер” сможет самостоятельно добраться до аэродрома…

    По своей сути “Клипер” — бескрылый челнок, похожий на носовую часть его предшественника — “Бурана”. Специалисты считают новый шаттл совершенным, говорят, что он вобрал в себя все лучшее и от “Бурана”, и от “Союза”: корабль может летать в космосе и автономно, и “цепляться” к орбитальной станции. Причем причал на МКС менять не нужно: у нового челнока такой же стыковочный узел, как и у нынешних кораблей.

    По сравнению с американскими шаттлами грузоподъемность “Клипера” меньше, но он и дешевле. Кроме того, он еще и очень комфортен. К примеру, там можно стоять в полный рост. Но главная изюминка нашего шаттла — в нем легче переносятся перегрузки. А это значит, что на нем можно будет возить космических туристов. Сейчас ведь требования к непрофессиональным астронавтам — такие же, как и к пилотам: здоровье, здоровье и еще раз здоровье. И прежде всего потому, что далеко не каждый организм способен вынести адские перегрузки в момент старта или посадки. “Клипер” же сконструирован так, что во время старта спинки будут находиться в положении полулежа, а во время спуска прижмутся к полу — так перегрузки переносятся легче.

    Дальнейшая работа над “Клипером” уже включена в федеральную космическую программу, которую в июле должно рассмотреть и утвердить Правительство РФ. Уже известно, что программа не обременит российский бюджет — финансирование будет осуществляться за счет привлеченных средств.

    В случае достаточного финансирования “Клипер” сможет прийти на смену “Союзам” уже к 2010 году.

   

    Основные характеристики многоразового космического корабля “Клипер”:

    длина — 10 метров;

    стартовая масса —

    13 тонн;

    экипаж — 3—6 человек;

    масса груза, доставляемого на орбиту, — 500 килограммов.

    В автономном полете “Клипер” сможет находиться до 15 суток, а в составе орбитальной станции, например МКС, до 360 суток.

   

Московский Комсомолец

от 16.06.2005

Елена ПАВЛОВА.

Московский Комсомолец

***