На российском рынке интернет-услуг произошла крупнейшая в его истории сделка. Как стало известно Ъ, московский альтернативный оператор «Комет» приобрел 68% акций одного из самых крупных в России интернет-провайдеров – «РТКомм.ру». Покупка обошлась «Комету» в $140 млн. Эта компания принадлежит Emergent Telecom Ventures, акционером которой является бывший президент телекоммуникационной корпорации Telefonica Хуан Виллалонга.

Фото: Сергей Михеев / Коммерсантъ

В интернет-кафе

ОАО «РТКомм.ру» создано в 2000 году как интернет-подразделение оператора дальней связи «Ростелеком». «РТКомм.ру» – один из крупнейших в России «провайдеров для провайдеров». По оценкам экспертов, компания контролирует 45-50% российского рынка операторского доступа в интернет. Оборот компании в 2004 году составил $78,6 млн. По состоянию на начало 2005 года 31% акций «РТКомм.ру» принадлежало «Ростелекому», 0,5% – холдингу «Связьинвест», 18,7% – ООО «Пилот» и 49,8 – ОАО «РТК-Лизинг» (две последние структуры аффилированы с люксембургской компанией First National Holding, принадлежащей датскому бизнесмену Джеффри Гальмонду).

    Компания «Комет» основана в 1992 году. Альтернативный оператор располагает в Москве и Подмосковье оптико-волоконной сетью протяженностью более 1 тыс. км, а также пакетом лицензий на оказание услуг связи в 17 областях ЦФО РФ. Оборот компании составляет около $20 млн в год. В 2004 году 100% акций компании были приобретены швейцарской компанией Emergent Telecom Ventures S.A.

По сведениям Ъ, к «Комету» перешли 18,7% акций «РТКомм.ру», принадлежащие ООО «Пилот», и 49,8% акций, которыми владело «РТК-Лизинг». В итоге небольшой московский альтернативный оператор стал владельцем чуть более 68% акций «РТКомм.ру». Кроме того, «Комет» приобрел по 100% акций небольших альтернативных операторов «Телеком-Центр» и «Алсеан-М». Сумма сделки не разглашается, однако участники рынка полагают, что стоимость этих активов составляет не менее $130-140 млн. Факт сделки Ъ вчера подтвердил партнер Emergent Telecom Ventures Мохамед Амерси, который так ее прокомментировал: «Это приобретение укладывается в ранее озвученную мной концепцию создания крупного альтернативного оператора, действующего в масштабах России. По плану этот оператор будет ориентирован на передачу данных».

Новые владельцы «РТКомм.ру» хорошо известны как российскому, так и мировому телекоммуникационному сообществу. В 1996-2000 годах Хуан Виллалонга возглавлял национального оператора связи Испании Telefonica. За четыре года его правления капитализация компании увеличилась с $12 млрд до $95 млрд, а оператор вышел за границы Испании, начав предоставлять услуги в странах Европы, Азии, Южной Америки. В России имена господина Виллалонги и Мохамеда Амерси стали известны в период приватизации 25% акций холдинга «Связьинвест» в 1998 году. Тогда одним из претендентов на этот пакет стал консорциум TeleFAM B.V., в который помимо Telefonica вошел фонд Fontainebleau Investments, а также Альфа-банк и Мост-банк. Этот консорциум потерпел поражение на тендере: консорциум Mustcom тогда предложил за акции «Связьинвеста» большую цену.

По словам заместителя исполнительного директора по технической политике «Комета» Александра Цейтлина, объединенная компания как единый оператор может начать работу уже до конца этого года: «У нас есть «РТКомм.ру», и для выхода в регионы это самое главное». По словам господина Цейтлина, оператор будет предоставлять своим абонентам услуги телефонной связи, доступа в интернет, а в перспективе мультимедийные сервисы, в частности цифровое ТВ. Размеры инвестиций в проект в «Комете» пока не уточняют.

По мнению аналитиков, покупатели «РТКомм.ру» вряд ли смогут реализовать свои амбиции в короткие сроки. «Для того чтобы новый оператор смог по масштабам сравниться, к примеру, с «Голден Телекомом», новым акционерам придется радикально изменить бизнес-модель провайдера,– считает аналитик J`Son & Partners Борис Овчинников.– Сейчас «РТКомм.ру» – «провайдер для провайдеров», он не привык работать с конечным пользователем. Есть два пути решения задачи – покупка региональных компаний связи или реструктуризация, расширение представительств провайдера на местах, переучивание их сотрудников. И первый, и второй варианты требуют финансовых затрат и времени».

ВАЛЕРИЙ Ъ-КОДАЧИГОВ

№ 107 (№ 3191) от 15.06.2005, СР

"Коммерсантъ"

***