Орбиты Ле-Бурже
На салоне в Ле-Бурже идет интенсивная работа, скрытая за внешне статичными стендами и экспозициями. В первые дни подписаны соглашения о сотрудничестве в различных областях. Помимо контракта корпорации «МиГ» на модернизацию словацких истребителей авиастроительная компания «Сухой» заключила договор о поставке авионики с французской фирмой TALES, представители «Роскосмоса» и Европейского космического агентства завизировали документ о сотрудничестве сразу по нескольким программам.
Наконец, вчера куратор российской экспозиции в Ле-Бурже — ФГУП «Рособоронэкспорт» — заключил контракт с французской государственной компанией ONERA о сотрудничестве в космической области. Документ подписали заместитель гендиректора «Рособоронэкспорта» Иван Гончаренко и президент ONERA Денис Могар. Члены российской делегации ответили на вопросы спецкора «Времени новостей» Николая ПОРОСКОВА.
Замглавы «Рособоронэкспорта», руководитель делегации Иван ГОНЧАРЕНКО: «Рособоронэкспорт» пошел в Европу
— Традиционно на российской экспозиции представлен весь экспортный ряд самолетов семейства «Су». Это многофункциональный истребитель Су-30МК, истребитель-бомбардировщик Су-32, штурмовик Су-39, оснащенный радаром «Копье». А что вы отнесли бы к новинкам?
— В частности, экспериментальный Су-47 с крылом обратной стреловидности. Совместно с авиационной холдинговой компанией «Сухой» «Рособоронэкспорт» демонстрирует здесь многофункциональный истребитель Су-27СКМ, который воплотил в себе лучшие на сегодня идеи по модернизации. Из вертолетов — последние версии Ми-171Ш, Ми-35Н. Новое поколение вертолетов представляет Мти-28НЭ (ночной, экспортный вариант).
—— Известно, что «Рособоронэкспорт» сыграл серьезную роль в объединении российских вертолетных компаний. В чем именно это проявилось?
— Основную роль в консолидации сыграл «Оборонпром», в котором мы и Российский фонд федерального имущества имеем равные доли. Государству в этом холдинге будет принадлежать 50% акций. Экспортные перспективы российских вертолетов мы оцениваем весьма оптимистично. В частности, в этом году мы заключили выгодный контракт с Венесуэлой на поставку вертолетов Ми-17, хорошие перспективы имеются в других латиноамериканских странах.
— Со странами Запада есть контракты?
— В основном в области модернизации техники, ранее поставленной в Европу. С компаниями EADS, MBDA имеются соглашения по разработке новейших систем вооружения. Речь идет, например, о создании беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), использовании ракет фирмы MBDA на истребителях «Су», совместных программах по обслуживанию некоторых типов самолетов, в том числе их модернизированных версий. В последние годы прилагаем совместные с Францией усилия в создании учебно-тренировочного самолета МиГ-АТ с двигателями фирмы Smekma и авионикой TALES. С французами подписано соглашение о совместной модернизации вертолета Ми-24.
Глава Объединенной авиастроительной корпорации, первый вице-президент «Иркута» Валерий БЕЗВЕРХНИЙ: Будем конкурировать с Airbus и Boeing
— Когда исчезнет неопределенность в отношении контуров создаваемой сегодня единой российской авиастроительной компании, что она будет производить?
— Идет плановая работа по созданию компании. Стратегия же ее продуктового ряда зависит от ресурсов, которые могут быть доступны компании. В апреле следующего года мы должны четко определиться, в каких нишах мы можем быть самостоятельными, в каких — сотрудничать в рамках международных программ.
— Будут ли пересмотрены те международные программы (а их достаточно много), где мы уже выиграли тендеры?
— Уверенно могу сказать, что многие будут пересмотрены — они не соответствуют нашим ресурсам. Будет модифицирована и программа создания МС-21. К тому же МС-21 — это продукт, который находится в линейке наших конкурентов Airbus и Boeing, поэтому будем изучать, за счет чего мы можем быть лучше их. Мы не можем делать самолеты только для внутреннего рынка.
— В связи с будущим вступлением в ВТО — до какого этапа мы можем финансировать авиастроительные программы, не опасаясь международных санкций?
— Льготный период, который предполагается переговорным процессом по ВТО, — семь лет. За это время Россия может неограниченно финансировать и субсидировать необходимые ей программы. Что, я убежден, и будет сделано. А после этого будем играть по мировым правилам.
Гендиректор авиастроительной компании «Сухой» Михаил ПОГОСЯН: Наш самолет — лучший в сегменте среднемагистральных
— Еще в 2001 году вы начали программу создания среднемагистрального самолета. Что имеем на сегодня?
— На 2007 год запланированы летные испытания, на 2008-й — продажи этого самолета. Есть смысл поторопиться: мировой рынок таких самолетов до 2020 года — 5 тыс. Наш самолет сегодня — лучший в этом сегменте, он привлекателен сочетанием «цена-качество». Уже есть предварительные договоры о поставках таких самолетов с авиаперевозчиками — «Аэрофлотом», «Сибирью» и некоторыми другими.
— Какой вариант самолета, если исходить из числа посадочных мест, более востребован?
— Больше запросов на 95-местный, но «Сибирь» запросила и 75-местную версию. Возможны и другие варианты.
— Как идет финансирование?
— Я уверен, что финансирование этой программы будет обеспечено в полном объеме. Это собственные ресурсы нашей компании, партнеров, число которых обещает пополниться, есть поддержка государства. Все это позволит управлять рисками. Сертификацию будем проводить одновременно и по российским, и по международным стандартам.
— Как скажется на выполнении международных программ вхождение «Сухого» в единую авиастроительную корпорацию?
—— Наша компания — один из авторов и активный участник создания нового холдинга. Программы «Сухого» в нем будут приоритетны — у нас лидерство и ресурсы.
Директор Российского космического агентства Анатолий ПЕРМИНОВ: С иностранцами у нас космические отношения
— Президент Франции Жак Ширак посетил российскую экспозицию и разговаривал с членами нашей делегации. Что в его словах вам показалось наиболее важным?
— Г-н Ширак считает, что авиация и космос были и остаются связующим звеном между Россией и Францией.
— Иностранцев было в российском павильоне немало. О чем с ними вели речь?
— С американцами говорили о совместной программе по созданию ракетного двигателя — она идет успешно. О будущих программах совместных полетов на Марс и Луну, хотя о сроках говорить преждевременно. Подписали соглашение с Европейским космическим агентством по нескольким программам, включая пилотируемые. Этот документ снял многие юридические вопросы.
— Пока на выставке представлен только макет космического корабля «Клипер». Когда макет станет кораблем?
— Уже высказаны конкретные предложения: какая страна и какая фирма что конкретно может сделать, ведь программа эта не бюджетная, хотя правительство ее поддерживает. Пока неясно, кто внесет больший вклад в строительство корабля — российские фирмы или иностранцы, но ясно, что головной будет корпорация «Энергия».
Беседовал Николай ПОРОСКОВ
Время новостей
N°104
15 июня 2005
***