Заработаем на НАТО. Корпорация «МиГ» модернизирует свои истребители для Словакии
(ВН). Сделка, которую заключили вчера российские участники авиакосмического салона в Ле-Бурже под Парижем, приобрела геополитическое звучание. Пресловутое расширение НАТО на восток, которому долго и безуспешно сопротивлялась Москва, как оказалось, на самом деле может стать предметом российских бизнес-интересов. >>>
Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» объявила вчера о заключении контракта на модернизацию истребителей МиГ-29, состоящих на вооружении Словакии. Самолеты будут переоборудованы под стандарты НАТО. Несмотря на скромный размер контракта, первый заместитель гендиректора РСК «МиГ» Сергей Цивилев назвал его «беспрецедентным», так как в нем российская корпорация исполнила роль интегратора авионики и систем управления самолета на основе компонентов, поставленных ведущими западными производителями подобного оборудования. В результате РСК досталась львиная доля (до 90%) денег, ассигнованных министерством обороны Словакии на эту программу. Сумму сделки Сергей Цивилев назвать отказался, ограничившись информацией, что «она измеряется несколькими миллионами долларов». МиГ-29 состоят на вооружении Польши, Болгарии и Венгрии, и, как надеется топ-менеджер корпорации, восточноевропейские страны — члены НАТО обратят внимание на словацкий опыт.
По словам Сергея Цивилева, до конца 2006 года РСК обязалась модернизировать одну эскадрилью словацких МиГ-29 (штатный состав истребительной эскадрильи словацких ВВС еще со времен Организации Варшавского договора равняется 12 самолетам). Боевые машины приобретут новые системы распознавания «свой-чужой» и ориентации на местности, их измерительные приборы будут переведены из метрической в англосаксонскую систему мер.
Системы ближней и спутниковой навигации для этой модернизации предоставила американская компания Rockwell Collins, запросчики-ответчики государственной принадлежности — британский аэрокосмический концерн BAE Systems, светосигнальные маяки — американская Goodrich, а аварийные маяки — американская Smiths. «Но важно отметить, что системным интегратором конечного изделия стала корпорация «МиГ», а все упомянутые уважаемые компании были нашими подрядчиками», — подчеркнул г-н Цивилев. Он сказал, что на долю четырех западных поставщиков пришлось около 10% стоимости контракта.
Десять лет назад корпорация «МиГ» уже проводила подобную работу, «переделав» под натовские стандарты полк МиГ-29, доставшийся объединенной Германии от ВВС ГДР. Заместитель генерального директора РСК «МиГ», директор Инженерного центра имени Микояна Владимир Барановский заявил вчера, что хотя задачи в обоих случаях решались одинаковые, «словацкая модернизация на голову выше того, что было в Германии, в силу накопленного корпорацией за десятилетие опыта, а также развития элементной базы».
За пределами российской экспозиции салон в Ле-Бурже, открывшийся в понедельник, проходит под знаком новых успехов европейских авиастроителей в конкурентном соревновании с американскими коллегами. Хозяевам салона тем более приятно наблюдать за таким развитием событий, что накануне открытия салона профессиональные наблюдатели за мировым авиатранспортным бизнесом ожидали немного иного сюжета.
Никто не сомневался, что первый показ на публике самого большого из созданных до сих пор пассажирского самолета А380 произведет большое впечатление на зрителей. Так, разумеется, и произошло. Даже один из многоопытных российских авиационных инженеров, член российской делегации в Ле-Бурже признался «Времени новостей», что был поражен, с какой легкостью совершает в воздухе пируэты крылатая махина, способная вместить на своих двух палубах 555 пассажиров.
Однако еще до открытия салона специалистов неприятно поразило объявление разработчика А380 европейского концерна Airbus, что из-за неназваных затруднений развитие проекта задерживается на полгода. И что стартовый заказчик — дубайская авиакомпания Emirates — не сможет получить заказанные ею машины в 2006 году, как планировалось. Аналитики ожидали, что теперь Emirates выставит концерну штраф на десятки миллионов долларов, из-за чего условия для разработки новой машины станут еще более жесткими. Кроме того, эксперты недоумевали, почему Airbus сообщил о задержке только 1 июня, хотя наверняка должен был почувствовать «затруднения» раньше. Характер таинственных трудностей представлялся в свете этого еще более пугающим.
Кроме того, Boeing вдруг начал обгонять Airbus в разработке нового поколения дальнемагистральных самолетов. Boeing-787 Dreamliner, который американцы проектируют в этом классе, получается экономичнее, чем аналогичный европейский проект А350. Хуже всего (для европейцев, разумеется), что на Dreamliner уже собрано несколько десятков заказов, а на А350 до понедельника не было ни одного.
Ситуацию переломили катарцы. 13 июня авиакомпания этой арабской страны сделала европейцам критически важный для них заказ на 60 самолетов А350. Сразу после этого Airbus объявил, что теперь программа А350 встала на крепкие рельсы, а поставки самолета на рынок начнутся в третьем квартале 2010 года. А Emirates сообщила, что она, конечно, оштрафует европейский концерн за задержку с А380, однако не намерена драматизировать этот сюжет и требовать сатисфакции немедленно.
Михаил КУКУШКИН, Париж
N°104
15 июня 2005
Время Новостей
***