Обгоны на российских дорогах сейчас превратились в рулетку, ставка в которой — жизнь водителя. Такое впечатление, что о правилах и опасностях все забыли: обгоняют на закрытых поворотах, слепых подъемах, в непосредственной близости от встречного, на узких мостах, где и одной машине тесно. Теперь, когда автомобиль может буквально выстрелить с места и в считанные секунды встроиться в прежний ряд, сидящие за рулем полагаются больше на машину, везение и… здравый смысл окружающих. А поскольку считающих себя гонщиками становится все больше и число мощных автомобилей растет, количество ДТП при неправильном обгоне за последние четыре года выросло вдвое, а количество аварий с тяжелым и смертельным исходом при выполнении этого маневра составляет более 70%.

Характерные ошибки при обгонах таковы:

1.Начав обгон и фактически его уже осуществляя, некоторые водители продолжают сомневаться в правильности принятого решения. И потому обгоняют крадучись, почти с той же скоростью, с какой движется и обгоняемый. И только когда ситуация становится откровенно «жареной», поддают газу и из последних сил норовят вернуться на свою полосу.

2.Обгоняют группой, копируя действия «лидера» и рассчитывая закончить маневр одновременно. Чаще всего это происходит с теми, кто едет вместе, в одном направлении и к одной цели. Однако при резко возросшей интенсивности движения и холмистой местности на большей территории нашей страны, где дороги не просматриваются на достаточном расстоянии, просветов в потоке для групповых обгонов остается все меньше. И тот, кто движется первым, обычно примеряет ситуацию только на себя, как правило, без запаса времени и расстояния. Он еще успевает уйти, а у того, кто едет следом, такой возможности уже не остается. Нередко бывает, что лидер выходит на обгон, но понимает, что ошибся, и хочет вернуться обратно, а сзади его уже подпирают. При обгоне надо всегда рассчитывать только на себя и просчитывать ситуацию под «свою историю».

3.Водитель изо всех сил пытается обойти другого, но никак не может вырваться вперед. При этом он не оценивает запас мощности и загруженность своего автомобиля, а также скорость, на которой происходит обгон. С пятью пассажирами и вещами в багажнике путь обгона увеличивается уже вдвое. Общий принцип: обгон должен проходить за возможно меньшее время. Иными словами, в первую очередь важна разница скоростей между обгоняющим и обгоняемым, темп обгона, а затем уже абсолютные значения скоростей. При существующих скоростях на загородных трассах заглядывать приходится на полкилометра, а то и на весь километр вперед. Большой разницы в скоростях достичь сразу невозможно. К тому же безопасный путь обгона с учетом встречного автомобиля надо умножать вдвое, а то и больше: навстречу едут с той же скоростью. Расчеты показывают: если не удается достичь преимущества в скорости хотя бы в 20 км/ч, от обгона лучше вообще отказаться.

4.Часто водители в ожидании возможности обогнать грузовик или фуру буквально прилипают к ним сзади и время от времени высовываются на встречную, чтобы оценить ситуацию. Опытные автомобилисты еще на подступах к обгоняемому заранее оценивают ситуацию и идут на обгон с ходу, не сбрасывая скорость. Или притормаживают в 25—30 м от обгоняемого и с этой позиции начинают плавный маневр, одновременно резко набирая скорость.

Не следует прилипать и к борту обгоняемого.

На дороге в любой момент может оказаться выбоина, и ему не останется ничего другого, как вытолкнуть обгоняющего в левый кювет. На дороге при обгонах важно дождаться наиболее благоприятного момента. Старайтесь мыслить стратегически, каждый раз задаваясь вопросом: для чего мне это сейчас? Что я выиграю? И будьте джентльменами: первым обгоняет тихохода тот, кто к нему ближе, а не тот, кто самый крутой и умелый. По данным Европейского института безопасности, благодаря культурному поведению на дороге количество аварий удается снизить вдвое, а тяжесть последствий — в 4 раза.

№22 (436) от 13.06.2005

«ПРОФИЛЬ»

***