Не знаю, как вы воспримете новый фильм режиссера Дага Лаймана «Мистер и миссис Смит» (Mr. &Mrs. Smith). Я же, при всей массированной стрельбе из многочисленных видов оружия, при всех взрывах и эффектных автомобильных погонях в этой картине, уверенно отношу ее к жанру комедии на темы семьи и брака.

Более того, мне кажется, что фильм (конечно, учитывая реалии сегодняшнего дня и международного кинопроката) все же возвращает нас в эпоху, когда одним из важных компонентов проката были остроумные комедии об отношениях острых на язык и умудренных жизнью пар – супружеских и не только. Вспомним хотя бы оживленные экранные перебранки Спенсера Трейси и Кэтрин Хепберн.

Этих замечательных актеров связывали многолетние отношения, несмотря на то, что Трейси был женат на другой женщине.

Исполнителям заглавных ролей в фильме «Мистер и миссис Смит» Брэду Питту и Анджелине Жоли тоже приписывают роман в реальной жизни (который оба отрицают). В любом случае, есть роман или нет, слухи сделают дополнительный пиар картине. И это хорошо, потому что ее стоит посмотреть.

Любители приключений получат изрядную дозу вышеперечисленных атрибутов жанра. Взрослые же и особенно состоящие в браке зрители поймут фильм в качестве метафоры супружеской жизни как «войны миров». Если Трейси и Хепберн пользовались только острыми словами, то Питт и Жоли конфронтируют с использованием настоящих острых ножей, помповых ружей, автоматических пистолетов типа «Глок» и даже гранат, чтобы выяснить отношения.

Фильм начинается с консультации героев у профессионального консультанта-психолога по брачным проблемам. Несмотря на то, что Питт с первых кадров заявляет себя в том же примерно ироническом качестве, которое ему так послужило в роли одного из «Одиннадцати…», а потом «Двенадцати друзей Оушена», мы видим, что эта супружеская пара испытывает серьезный кризис. По его подсчетам, их брак длится пять лет, по ее – шесть. Так что это даже не пресловутая «чесотка седьмого года», которую предположительно должны испытывать все состоящие в браке.

Конечно, Даг Лайман – не Ингмар Бергман с его «Супружеской жизнью». И все же не лишенный странностей молодой американец (с ним не все могут сработаться) заявил о себе пересмотром приключенческого жанра в кассовом боевике «Идентификация Борна» – а именно доказав, что живые люди из крови и плоти могут быть куда интереснее даже во время стрельбы или автотрюков, если они узнаваемы.

Весь фокус семейных проблем Смитов (эквивалента русских типовых Ивановых) в том, что из их отношений «ушла искра», которая зажглась во время случайной встречи в некой латиноамериканской стране. Они, знаете ли, были там в командировке по оплаченному устранению неких кому-то неугодных лиц.

Да-да! Мистер и миссис Смит – наемные убийцы, киллеры, ассасины. Как потом выясняется, у него личный счет идет на десятки, у нее – на сотни. Поскольку они работают на конкурирующие концерны по убийству, настает момент, когда супругам поручают убрать… друг друга.

Автор сценария Саймон Кинберг остроумно подметил, что иногда увядающий брак могут оживить чрезвычайные обстоятельства – вынужденная или добровольная разлука, например. И развернул сюжет так, что Смитам для того, чтобы из потухшей искры вновь возгорелось пламя, нужно открыть огонь на поражение. Друг друга.

Поскольку оба блестящие профессионалы, никто не может произвести решающий выстрел быстрее другого, – как и положено в браке, где стороны равны по психологической силе. А поскольку заранее понятно, что Смиты друг друга не убьют, не является особым сюрпризом объединение их усилий в борьбе против подлых руководителей, как оказалось, подставивших своих верных сотрудников.

Как и в реальной жизни, когда супруги заодно, они могут добиться многого. Например, уложить весь «спецназ» Концерна, насланный на них. Так бывает, когда муж и жена – одна сатана.

…А потом они «жили долго и счастливо». Но не умерли в один день – на случай, если фильм станет блокбастером и потребуется продолжение.

Сергей Рахлин

Лос-Анджелес

10.06.2005

«Голоc Амepики» ▪ Russian

***