* Платные дороги в Британии — радикализм?

    * Как бороться с религиозной ненавистью

    * О чем Блэр собирается просить Путина

    * Кто коптил Собор Св. Павла?

Дорожная Британия

Британские газеты полны комментариев по поводу выступления в парламенте министра транспорта Алистера Дарлинга, представившего новую долгосрочную программу решения транспортного кризиса в Британии.

Газета «Гардиан» в своем редакционном комментарии указывает, что это «самое радикальное предложение, с которым выступило лейбористское правительство за восемь лет своего пребывания у власти».

Дарлинг предлагает в течение ближайших 10 лет ввести совершенно новую систему финансирования автодорожного движения, которая будет способствовать более рациональному пользованию автомагистралями.

Он предлагает отменить сборы и налоги на бензин, с помощью которых сейчас финансируется система автодорог, и ввести вместо них оплату реальных расстояний, пройденных каждой автомашиной.

Напомним, что сейчас количество автомашин в Британии приближается к 30 миллионам, и места для них на небольшом острове просто физически не хватает.

Правительство, предлагая новую систему, опирается на использование пока еще не совсем отработанной спутниковой технологии, которая будет контролировать местонахождение каждого автомобиля, снабженного специальным датчиком.

Однако газета «Индепендент», которая традиционно проявляет особый интерес к экологической проблематике, указывает на главный, по ее мнению, недостаток новой программы — она не делает различий между экономичными и неэкономичными автомобилями.

В связи с этим в своем комментарии газета «Гардиан» указывает, что для успеха правительственной инициативы самым важным является то, как именно она будет осуществляться. Опасность состоит в том, что она может ударить по беднейшим слоям населения, которые часто очень сильно зависят от автомобиля.

«В ее нынешнем виде эта программа выглядит слишком грубым инструментом для решения в целом благородной задачи по уменьшению загруженности британских дорог и уменьшению вредного воздействия автомобиля на окружающую среду», заключает газета.

Синдром Рушди?

Не меньшие споры вызывает на страницах газет и другое законодательное предложение правительства — внесенный им на рассмотрение палатой общин законопроект о борьбе с расовой и религиозной ненавистью.

Многие газеты отмечают символический характер предлагаемого закона — британское законодательство уже сейчас располагает солидной правовой базой для противодействия таким преступлениям.

А газета «Индепендент» указывает на неправомерность сведения двух совершенно разных областей — расы и религии — в рамках одного закона. Многие комментаторы, например, известный писатель Салман Рушди, указывают, что этот закон может использоваться для ограничения свободы слова в качестве обоснования мер цензуры.

Но это — либеральная критика нового закона. А вот консервативная газета «Дейли телеграф» сетует на то, что под защиту закона попадут не только мусульмане или евреи, то есть представители пяти основных религий, а такие не слишком респектабельные, с ее точки зрения, люди как сатанисты или даже атеисты.

Уикенд Блэра в Москве

Корреспондент газеты «Гардиан» в Москве Ник Патон Уолш прислал оттуда статью, приуроченную к рабочему визиту в российскую столицу британского премьер-министра Тони Блэра, который прибывает туда в воскресенье.

А так как главная цель этой краткой поездки накануне встречи Большой восьмерки в Шотландии — заручиться поддержкой президента Путина предлагаемой инициативе по вопросу о глобальном экологическом кризисе — то и посвящена эта статья тревожным данным о том, что в Сибири происходит быстрое сокращение числа и площади природных водоемов.

Согласно сообщению в журнале «Сайенс», на которое ссылается журналист, болота и влажная тундра, расположенные в зоне вечной мерзлоты, испытывают на себе воздействие потепления климата.

Однако, как отмечает газета, российские экологи не согласны с такой точкой зрения. По их мнению, температура в этих районах возросла за период наблюдений всего на треть градуса, что недостаточно для объяснения таких изменений. По их мнению, куда важнее другой фактор — естественная и антропогенная эрозия почв.

Новый век Собора

Многие газеты выносят на первые полосы фотографии внутреннего убранства и фресок собора Святого Павла в лондонском Сити, который открылся после четырех лет реставрации.

Реставрация собора — часть программы с бюджетом 40 млн. фунтов

Как пишет в репортаже своего корреспондента газета «Дейли телеграф», это только первый этап огромного проекта, который финансируется шотландским банкиром Робертом Флемингом и уже обошелся в 11 миллионов из выделенных им из своих средств 40 миллионов фунтов.

Газета вспоминает в этой связи, что строительство собора работы зодчего Кристофера Рена обошлось в один миллион фунтов три века назад. Но даже Рен, продолжает газета, никогда не видел своего творения в том великолепии, в котором он предстал сейчас.

Он засверкал новыми красками после того, как фрески, барельефы, стены и скульптуры были отчищены от многовековой грязи и копоти. Внутренность собора особенно страдала от дыма паровых локомотивов, который проникал туда в течение десятилетий из соседней станции Бэнксайд.

А кроме того, сам Рен совершил ошибку при строительстве — он распорядился покрасить внутренность собора олифой из льняного масла. Оказалось, что это покрытие легко привлекает и впитывает копоть.

Еще при жизни Рена собор приобрел внутри темно-коричневую окраску. И только сейчас, с помощью специально разработанной щелочной пасты, удалось очистить западный и южные фасады собора и большую часть его алтаря.

Обзор подготовил Александр Журавлев,

Русская служба Би-би-си.

пятница, 10 июня 2005 г., 04:39 GMT 08:39 MCK

Би-би-си

***