Эпоха патриарха. Исполнилось 15 лет со дня вступления на патриарший престол Алексия Второго
Исполнилось 15 лет со дня вступления на патриарший престол Алексия Второго. Глава Русской православной церкви посетил Успенский собор Кремля, где отслужил заупокойную литию по своим предшественникам, погребенным в этом храме. Такая служба, приуроченная ко дню интронизации, проводилась впервые по предложению патриарха.
Такой традиции не отыщешь в массивной книге Церковного устава — патриарх в юбилей своей интронизации, то есть вступления на престол, почтил память своих предшественников — всех тех, кто возглавлял Русскую Церковь до него. В Успенском соборе Кремля находится 19 захоронений предстоятелей. Первым под этим куполом был упокоен в XIV веке основавший храм митрополит Петр. Молебен памяти русских архиереев пожелал совершить сам патриарх, вероятно, дав жизнь новому обычаю.
О ярких моментах минувших пятнадцати лет патриаршества, поздравляя юбиляра, долго и велеречиво говорили владыки — об открытых и возрожденных храмах, обителях, приютах, на что Алексий Второй возразил: строительство стен — не главное, наше призвание — восстановление исковерканных душ человеческих. Чуть позже глава церкви беседовал и с главой государства о делах духовных.
«Действительно, 15 лет, которые прошли, они были нелегкими, потому что возрождать то, что было разрушено, тоже не так легко. Но мы нашли те общие задачи, которые у нас есть с государством, с обществом», — сказал патриарх.
«Государство еще в долгу перед религиозными организациями, объединениями, перед церквами. Мы уверяем вас, хочу вас заверить, будем и дальше действовать в таком же направлении, помогая и поддерживая наши религиозные организации в их служении людям», — пообещал Владимир Путин.
«Спасибо за помощь, за поддержку и за понимание тех задач, которые стоят перед нами. А это задачи общие, потому что благо государства — благо нашего народа», — ответил патриарх.
Годы патриаршества Алексия Второго — пятнадцать лет духовного ренессанса: от безбожия — к вере, от руин — к золоченным куполам, от неведения — к свету истины. Это время еще назовут эпохой патриарха Алексия Второго, эпохой созидателя, тонкого дипломата, миротворца.
Его почитают и за каноническими пределами Русской Церкви. Вот пример — канун 2000-летия Рождества Христова в Вифлееме: палестинцы именно Алексия Второго, а не иерусалимского патриарха, называли своим, выкрикивая его имя на площади.
«Святейший сделал все для того, чтобы страна осталась единой, чтобы церковь осталась единой, чтобы слом общественной и государственной структуры не привел к слому народной жизни. Я думаю, в этом его самая главная историческая заслуга», — считает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
В годы его служения и облик страны поменялся — шпили сменили крестами, над Москвой смотрит в небо Храм Христа Спасителя — рукотворная икона возрожденной веры.
Колокольни, купола, а вместе с тем и память о том, что Россия и православие крепко связаны историей. Духовные школы, «сорок сороков» — все это вернулось именно за эти 15 лет. Алексия Второго уже сравнивают с московским святителем XIV века митрополитом Алексием, который на высоком духовном посту успевал и руководить московским правительством, строить белокаменный Кремль, и находить компромисс с ордой. Алексий Второй стал символом духовного возрождения, лицом второго Крещения Руси.
Михаил Солодовников
10.06.2005 20:29
*