Исполнилось 15 лет со дня вступления на патриарший престол Алексия Второго. Глава Русской православной церкви посетил Успенский собор Кремля, где отслужил заупокойную литию по своим предшественникам, погребенным в этом храме. Такая служба, приуроченная ко дню интронизации, проводилась впервые по предложению патриарха.

Такой традиции не отыщешь в массивной книге Церковного устава — патриарх в юбилей своей интронизации, то есть вступления на престол, почтил память своих предшественников — всех тех, кто возглавлял Русскую Церковь до него. В Успенском соборе Кремля находится 19 захоронений предстоятелей. Первым под этим куполом был упокоен в XIV веке основавший храм митрополит Петр. Молебен памяти русских архиереев пожелал совершить сам патриарх, вероятно, дав жизнь новому обычаю.

О ярких моментах минувших пятнадцати лет патриаршества, поздравляя юбиляра, долго и велеречиво говорили владыки — об открытых и возрожденных храмах, обителях, приютах, на что Алексий Второй возразил: строительство стен — не главное, наше призвание — восстановление исковерканных душ человеческих. Чуть позже глава церкви беседовал и с главой государства о делах духовных.

«Действительно, 15 лет, которые прошли, они были нелегкими, потому что возрождать то, что было разрушено, тоже не так легко. Но мы нашли те общие задачи, которые у нас есть с государством, с обществом», — сказал патриарх.

«Государство еще в долгу перед религиозными организациями, объединениями, перед церквами. Мы уверяем вас, хочу вас заверить, будем и дальше действовать в таком же направлении, помогая и поддерживая наши религиозные организации в их служении людям», — пообещал Владимир Путин.

«Спасибо за помощь, за поддержку и за понимание тех задач, которые стоят перед нами. А это задачи общие, потому что благо государства — благо нашего народа», — ответил патриарх.

Годы патриаршества Алексия Второго — пятнадцать лет духовного ренессанса: от безбожия — к вере, от руин — к золоченным куполам, от неведения — к свету истины. Это время еще назовут эпохой патриарха Алексия Второго, эпохой созидателя, тонкого дипломата, миротворца.

Его почитают и за каноническими пределами Русской Церкви. Вот пример — канун 2000-летия Рождества Христова в Вифлееме: палестинцы именно Алексия Второго, а не иерусалимского патриарха, называли своим, выкрикивая его имя на площади.

«Святейший сделал все для того, чтобы страна осталась единой, чтобы церковь осталась единой, чтобы слом общественной и государственной структуры не привел к слому народной жизни. Я думаю, в этом его самая главная историческая заслуга», — считает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

В годы его служения и облик страны поменялся — шпили сменили крестами, над Москвой смотрит в небо Храм Христа Спасителя — рукотворная икона возрожденной веры.

Колокольни, купола, а вместе с тем и память о том, что Россия и православие крепко связаны историей. Духовные школы, «сорок сороков» — все это вернулось именно за эти 15 лет. Алексия Второго уже сравнивают с московским святителем XIV века митрополитом Алексием, который на высоком духовном посту успевал и руководить московским правительством, строить белокаменный Кремль, и находить компромисс с ордой. Алексий Второй стал символом духовного возрождения, лицом второго Крещения Руси.

Михаил Солодовников

10.06.2005 20:29

Вести.Ru

*