В отделе истории прошлого Самарского областного музея им. П. Алабина в рамках проекта «В витрине одного экспоната» открылась небольшая выставка, на которой представлено всего три экспоната. Это шкатулка с изображением дракона и благопожелательными иероглифами «Шоу» (долголетие) и «Фу» (счастье) и две миниатюрные скульптуры типа нэцкэ «Бродячий актер Мандзай» и «Ползающий малыш Хайхай». Найдены они были в тайнике дома самарского потомственного дворянина и коллекционера С. Н. Алашеева на ул. Фрунзе, 104 при ремонтных работах в 1960-х годах.

Подобные вещи изготовлялись и изготавливаются специально для экспорта на Запад, где широко распространилась мода на дальневосточную экзотику. Таковы, к примеру, нэцкэ. Нэцкэ – это небольшие резные фигурки из кости и дерева, реже из металла и фарфора, работы японских мастеров. Они появились во второй половине 16 – начале 17 века. Это брелок или противовес, с помощью которого на оби, то есть поясе, носят кисет с табаком, связку ключей или инро (коробочка для лекарств и парфюмерии). Необходимость такого приспособления вызвана отсутствием карманов в традиционном японском костюме. Брелоки-противовесы использовались также в Эфиопии, Венгрии, на Крайнем Севере и Китае. Со временем нэцкэ превратились в подлинное искусство. Интерес к ним возник во второй половине 19 века, когда на Западе впервые получили возможность широко ознакомиться с культурой и искусством Японии. В 1868 году произошла революция Мэйди, и Япония перестала быть закрытой страной. Очень похоже на нэцкэ миниатюрные скульптуры окимоно. В них отсутствуют отверстия. Окимоно использовались лишь для оформления интерьеров.

Что касается, представленных на выставке экспонатов, то они более чем характерны для японского искусства конца 19 – начала 20 века. Их сюжеты расшифровываются как благожелательные символы. Наибольшей популярностью пользуются изображения дарующих блага – долголетия, счастья, богатства. Так, по преданию бродячие актеры (нэцкэ «Бродячий актер Мандзай») перед Новым Годом ходили по улицам, выкрикивая пожелания долголетия «Мандзай», за что и получили свои прозвища. Кстати, театр в Японии считается источником долголетия и счастья. А вот «Ползающий малыш Хайхай» символизирует пожелание многочисленного потомства. Что касается, Дракона, то он – хранитель сокровищ, тайн и могущества. Изображение дракона изгоняет из жилища злых духов и охраняет его. Дракон дарит человеку бессмертие.

*