Угадайте, в какой сфере работает российская компания, капитализация которой за три года выросла более чем в 5 раз. Нефть, энергетика, телекоммуникации? Правильный ответ—интернет-СМИ и платное телевидение. Учредители ОАО «РБК Информационные системы» («Росбизнесконсалтинг») 13 лет назад торговали распечатанными на матричном принтере курсами валют. В апреле 2005 года капитализация РБК на РТС вплотную приближалась к полумиллиарду долларов. Для достижения успеха основатели РБК использовали кажущийся элементарным принцип: первым ворваться на новый рынок и закрепиться на нем любыми методами, включая эксплуатацию достижений коллег.

Глава РБК

Герман Каплун

С миру по нитке

Весной 1992 года студент Российской экономической академии имени Плеханова Александр Моргульчик попал на практику в отдел валютных курсов Центрального банка. Вечерами он с жаром рассказывал своему приятелю Герману Каплуну о новостных лентах западных агентств Reuters и Bloomberg, которые поступали в отдел, о большом спросе на деловую информацию, который предъявляет нарождающийся в России рынок. Каплун по образованию программист (эта профессия пригодится ему в будущем), но вырос в <;емье журналиста. «Я даже хотел поступать на журфак МГУ, но папа отговорил»,— рассказывает Каплун в интервью Forbes. Естественным образом родилась идея создать информационное агентство.

В июне 1992 года вышел первый номер ежедневного делового бюллетеня агентства «Росбизнесконсалтинг». Оперативные данные о курсах валют, новости и аналитику от западных информагентств поставляли знакомые сотрудники ЦБ РФ, Каплун и Моргульчик занимались производством и распространением бюллетеня — по факсу и курьерами. Курс доллара тогда энергично устремился вверх. Подписчиками рукодельного СМИ стали сразу около ста внешнеторговых организаций, банки, владельцы обменных пунктов. Каждый клиент ежемесячно платил до $100, большие по тем временам деньги. Молодые «информационщики» делили прибыль с сотрудниками ЦБ, западные агентства и сам ЦБ не получали ничего.

Спустя некоторое время сотрудникам госучреждений запретили заниматься коммерческой деятельностью, владельцам «Росбизнесконсалтинга» пришлось напрямую договариваться с официальными владельцами деловой информации. У основателей РБК появились и другие интересы: начал работу коммерческий МакПромбанк, Каплун и Моргульчик торговали акциями концерна «Ле Монти» и даже поставляли кондитерские изделия в буфет ЦБ (отец Александра Моргульчика Моисей заведовал общественным питанием в Банке России).

Информационная часть «Росбизнесконсалтинга» тоже не стояла на месте. Во второй половине 1990-х агентство выпускало уже пять бюллетеней с деловой информацией. В 1995 году РБК первым из российских информагентств переехал в интернет, а через три года серьезно вложился в реконструкцию своего сайта. И вовремя: спустя буквально пару недель после начала работы новой версии сайта, 17 августа 1998 года, разразился финансовый кризис.

«К моменту кризиса у нас был мощный сайт, мы единственные были готовы работать с массовой аудиторией,— вспоминает Герман Каплун.—В тот момент в Америке многие интернет-предприниматели начали отказываться от взимания платы за доступ к своим сайтам — они рассчитывали, что у общедоступной информации будет большая аудитория и можно будет заработать на демонстрации рекламы этим клиентам. Мы решили поступить так же».

Это был шаг, рискованный во всех отношениях. Постоянные клиенты могли возмутиться — почему другие получают бесплатно информацию, за которую мы заплатили? «Существовала опасность потерять бизнес, — рассказывает глава конкурирующего информагентства «Финмаркет» Александр Бурмистров. —Если мы откроем 90% платной информации, то непонятно, зачем клиенты будут продолжать нам платить. Была опасность снять сливки, а через месяц иметь отток подписчиков. Мы, например, решили не рисковать».

В «Росбизнесконсалтинге» рискнули —и оказались в выигрыше. За первую неделю после 17 августа посещаемость сайта www.rbc.ru выросла в 100 раз. Правда, по договорам с биржами информация о ходе торгов могла появляться на сайте РБК в открытом доступе только с задержкой во времени. Этот договор был тут же нарушен, но деморализованные крахом рынка поставщики, как, впрочем, и потребители информации, никаких претензий не предъявили.

В тот момент и была определена модель работы «Росбизнесконсалтинга» на годы вперед: информацию доставляем бесплатно, деньги получаем от работы с массовой аудиторией. Свой шанс РБК использовал с толком. Популярность основного сайта способствовала выводу на рынок новых интернет-ресурсов: сейчас «Росбизнесконсалтинг» управляет уже 14 рекламоносителями в Сети, в том числе общественно-политическим ресурсом Ytro.ru, аналитическим RBC Daily, изданием о высоких технологиях Cnews.ru, порталами Turist.ru, АutoNews.ru, 5Ballov.ru. Совокупная постоянная аудитория всех интернет-проектов РБК, по данным самого холдинга,— 4 млн человек.

Правда, конкуренты любят говорить, что для наполнения своих контент-проектов РБК часто пользуется чужой информацией. Сотрудники других информагентств рассказывают даже, что встречали в сообщениях ИА «Росбизнесконсалтинг» свои «фирменные» опечатки. Председатель совета директоров ОАО «РБК Информационные системы» Герман Каплун только пожимает плечами: никаких судебных решений на этот счет не было, значит, факт плагиата не доказан.

А бизнес меж тем идет неплохо: в 2004 году на интернет-площадках холдинга размещалась информация от 1700 рекламодателей, что принесло РБК $20 млн выручки. Общих данных об объеме контент-рынка в Сети нет, кто-то из аналитиков говорит о $30 млн только от баннерной рекламы, кто-то — о $40 млн «за всё». Но можно с уверенностью утверждать, что больше РБК на продаже рекламы и информации в Сети не зарабатывает никто. Общие доходы компании «Яндекс» за 2004 год составили $ 17 млн, «Рамблер Интернет холдинг» заработал в Сети $7 млн.

«Размещение рекламы на первой странице РБК по эффективности— вне конкуренции»,—считает руководитель интернет-отдела компании «Миэль-недвижимость» Виктор Щеблецов. Популярность сетевых площадок «Росбизнесконсалтинга» имела несколько неожиданный эффект. «Наши интернет-терминалы нравились клиентам. Они работали, когда другие падали от хакерских атак. Люди стали обращаться с просьбой сделать сайт»,—рассказывает Каплун.

Сейчас входящая в холдинг компания «РБК СОФТ» занимается производством сайтов, регистрацией доменов, разработкой программного обеспечения по заказу клиентов. Это направление принесло холдингу в 2004 году $24 млн. «Инвесторы порой удивляются столь странной диверсификации бизнеса. Но такая структура холдинга сложилась исторически»,—поясняет Каплун. Бывшие работники РБК добавляют, что в холдинге раньше существовало негласное правило: если корреспондент информагентства или одной из электронных газет берет интервью у первого лица какой-либо компании, он просто обязан предложить разместить заодно и рекламу или купить что-либо из разработок «РБК СОФТ». В западных СМИ и в ведущих российских деловых изданиях такое совмещение журналистики и коммерции запрещено, поскольку приводит к конфликту интересов: нужно либо честно писать о рынке, либо рекламировать его участников.

Чужая ниша

За пределы интернета Герман Каплун, Александр Моргульчик и присоединившийся к ним позже новый партнер Дмитрий Белик двигались по испытанному сценарию, первыми применяя ход или продукт, уже использованный на Западе. Еще в 2001 году РБК стал одной из первых российских компаний, включивших в совет независимых директоров-иностранцев.

В апреле 2002 года было проведено первое в истории российского рынка IPO: РБК разместил на бирже 16% своих акций. «Им нужно было расширять бизнес, нужен был капитал. Рассматривались варианты партнерских отношений, но я отговорил руководителей. Если хочешь растить компанию, нельзя терять над ней контроль»,—рассказывает член совета директоров РБК Ханс-Йорг Рудлоф (он также занимает пост председателя исполнительного комитета банка Barclays Capital). Все прошло вполне успешно: учредители РБК получили $13 млн, капитализация ОАО «РБК Информационные системы» на тот момент составила $83 млн.

Наконец в сентябре 2003 года РБК запустил свой самый рискованный и громкий проект — деловой телеканал РБК-ТВ. Ноу-хау тоже не новое: российский зритель уже успел познакомиться с американскими каналами CNBC и Bloomberg TV, передаваемыми через спутник. Впрочем, российским конкурентам это обстоятельство только на руку: руководству РБК не пришлось долго доказывать операторам платного телевидения НТВ+, Комкор-ТВ и Космос-ТВ, ответственным за распространение сигнала, что такая информация может иметь спрос в России.

«Скепсис по поводу телевидения был большой»,—улыбается Каплун. Сейчас скептиков поубавилось. Первоначальные затраты на проект составили $25 млн, однако уже в 2004 году канал заработал на рекламе $17 млн, а в апреле этого года РБК-ТВ вышел на окупаемость. «Сейчас аудитория РБК-ТВ в Центральном округе Москвы, где мы вещаем, чуть больше аудитории CNBC [натой же территории]»,— говорит руководитель отдела маркетинга Комкор-ТВ Екатерина Николаева. По данным TNS Gallup Media, ежедневно в Москве передачи телеканала смотрят около 900 000 человек. В РБК больше любят другую цифру—недельная аудитория по России составляет 3,1 млн человек (данные агентства «Комкон»). Правда, и с телевидением не обошлось без традиционного для «Росбизнесконсалтинга» скандала. В начале своей деятельности РБК-ТВ транслировал биржевые сводки, не договорившись об этом с самими биржами. Но, как и раньше, этот конфликт довольно быстро замяли.

Резюмируем. Общая выручка холдинга РБК в 2004 году (включая доходы от проведения конференций и конкурсов «Компания года» и «Брэнд года») выросла в полтора раза, до $75 млн, чистая прибыль увеличилась втрое, до $11 млн.

Инвесторы говорят «ура!». Спустя три года после IPO, 18 апреля 2005 года, капитализация ОАО «РБК Информационные системы» на РТС составляла $442,7 млн. В июне 2004 года акционеры РБК разместили на бирже еще 16% акций компании, выручив за этот пакет существенно больше, чем в первый раз, — почти $30 млн. Состояние Александра Моргульчика (22% акций) можно оценить в $97 млн, Дмитрий Белик (21%) «стоит» $93 млн, Герман Каплун, оставивший себе после всех операций на бирже только 19% акций,—$84 млн.

Столь высокую капитализацию холдинга можно объяснить не только успехами РБК-ТВ. Западные инвестиционные фонды, действующие в России, просто обязаны вкладывать деньги в разные отрасли экономики—чтобы минимизировать риски. Рекламный рынок—хороший объект вложений: в 2003 году он вырос в денежном выражении сразу на 31 %, а в 2004 году—еще на 33%, до $3,9 млрд. Беда в том, что ни один российский медиаходдинг, кроме «РБК Информационные системы», не котируется на бирже. Единственный пригодный для игры инструмент, имеющий отношение к рекламному рынку, естественно, стоит дорого.

«Мы долгосрочные инвесторы РБК, пакет акций не превышает 5%. В России в этой области пока больше некуда вкладывать. Но самый большой плюс РБК—профессиональный менеджмент. Они давно в бизнесе, не колеблются, сами верят в свой проект»,—говорит управляющий фондом East Capital Айварас Абромавичус. В фонде Pio Global РБК называют «динамично растущей, прозрачной и внимательной к инвесторам» компанией. «Правда, при текущем состоянии рынка РБК переоценен приблизительно на 15%»,- говорил аналитик фонда Андрей Власенко в мае. «Для западных медиакомпаний характерно соотношение капитализация/EBITDA от 10/1 до 15/1. У РБК это соотношение равно 17/1»,—говорит аналитик «Атона» Елена Баженова.

Обычно РБК, осуществив рывок в развитии, затем несколько лет занимается тем, что закрепляет успех. Сейчас в холдинге готовят запуск филиала РБК-ТВ на Украине, киевское ответвление канала будет транслировать передачи о событиях на Украине на украинском же языке. Три месяца назад в составе холдинга появился магазин, торгующий готовым бизнесом,—BizTorg.ru. РБК планирует сводить на этой площадке продавцов и покупателей небольших компаний, зарабатывая на посреднических процентах. Завершается сделка по приобретению небольшого системного интегратора и производителя контента для мобильных телефонов — в РБК рассчитывают, что через два-три года эти компании будут приносить холдингу до $50 млн выручки в год.

О планах на далекое будущее в РБК не говорят. Может, не хотят раскрывать секреты. Или закончились возможности экстенсивного роста. Времена, когда аудиторию можно было привлечь принципиально новым продуктом, будь то валютный бюллетень или бизнес-телевидение, прошли. Как, смеем надеяться, прошли и времена, когда на небрежность в обращении с чужой интеллектуальной собственностью смотрели сквозь пальцы.

Анастасия Жохова

«Русский Форбс», июнь 2005, «Прямая трансляция»

Компромат.Ru

***