Мировые цены на нефть продолжают расти и держаться выше отметки в 50 долларов за баррель. Все чаще высказываются опасения, что вскоре ископаемые источники энергии на Земле будут исчерпаны. На этом фоне автопроизводители и политики отчаянно пытаются найти альтернативные способы приводить в движение автомобили.

Такое количество машин на улицах Сан-Пауло большая редкость

Даже такой тесно связанный с нефтяной промышленностью человек как президент США Джордж Буш говорит, что однажды мы, вероятно, будем выращивать топливо, а не выкапывать его из земли.

Владельцам сегодняшних «бензиноядных» загрязнителей окружающей среды такая перспектива наверняка представляется весьма отдаленной, чем-то незначительным, что еще долгие годы никак не коснется их повседневной жизни.

Однако в Бразилии это происходит прямо сейчас, в эти самые минуты.

Растительное топливо

В середине 1980-х годов, когда ни одна страна даже не задумывалась об этом, Бразилия массово производила биотопливо для автомобилей. Местные жители заправляли свои машины спиртом, который фермеры получали из сахарного тростника, изобиловавшего тогда в стране.

При этом автомобили на альтернативном топливе в те годы преобладали на дорогах солнечной Бразилии, что было крупнейшим технологическим достижением.

Но программа, благодаря которой Бразилия оказалась впереди планеты всей, практически окончательно канула в лету, когда цены на нефть стали падать, оставив позади высокие показатели 1970-х годов.

Автомобили на спирту попали в немилость и влачили жалкое существование на обочине цивилизации до прошлого года, когда они снова вышли на массовый рынок, где их бурно приветствовали потребители.

Теперь Бразильцы могут покупать автомобили, которые позволяют смешивать спирт с обычным топливом, а обычные машины, «питающиеся» только бензином, снова выглядят старомодно.

Военное дело

Спирт можно производить как из тростника, так и из зерновых

Бразильская государственная программа по производству спиртного топлива была задумана из патриотических, а не финансовых или экологических соображений.

Военное правительство, правившее страной с 1964 по 1985 год, хотело уменьшить зависимость Бразилии от ближневосточной нефти во время кризиса 1970-х годов.

Технология же была совсем не новой. Ее разработали еще в 1920-х годах, но ни одна страна до Бразилии в таких масштабах ее не применяла.

В результате в 1985-86 годах более 75% всех моторизованных средств передвижения, производимых в Бразилии, — и более 90% легковых автомобилей — ездили на спирту.

Но потом все пошло наперекосяк. Цены на сахар стали расти, и государству стало невыгодно субсидировать производителей этана, а цены на нефть, в свою очередь, упали.

Впереди планеты всей

Новое поколение автомобилей на спирту появилось в Бразилии в 2003 году, когда правительство решило собирать с машин, способных потреблять спирт, налог в 14%, а не в 16%, как с их бензиновых аналогов.

В отличие от предыдущего поколения новые «спиртные» автомобили способны ездить как на спирту, так и на бензине. И даже на их смеси в любой пропорции.

Когда в бензобак заливают топливо, специальный компьютерный чип анализирует смесь и настраивает мотор в соответствии с пропорциями смеси спирта и бензина.

За 2004 год, первый полный год присутствия таких автомобилей на бразильских дорогах, они заняли 17% местного рынка, и их количество продолжает расти.

Примером Бразилии уже заразился президент США Джордж Буш, а за ним и другие страны открывают для себя прелести выращиваемого топлива.

Теперь Бразилии придется нелегко, если она захочет оставаться впереди планеты всей в этой области.

четверг, 09 июня 2005 г., 13:13 GMT 17:13 MCK

Би-би-си

***