Схеме, придуманной угонщиками, и впрямь не откажешь в стройности. Преступники убивают сразу двух зайцев, даже не гоняясь за ними: уменьшают риск быть пойманными и получают искомые деньги от хозяина машины.

Конечно, львиная доля краденого автотранспорта покидает хозяев навсегда. И эта истина известна всем. А чтобы пострадавший уверился в безвозвратности потери, преступники выходят с ним на связь лишь спустя несколько дней после угона. И предлагают ему, уже потерявшему надежду когда-либо увидеть родную машину, выкупить ее за треть стоимости.

Это не значит, однако, что, согласившись на сделку, вы в одно прекрасное утро увидите у двери своей квартиры молодого человека, который попросит вручить ему оговоренную сумму.

— С вами проведут соответствующую «психологическую работу», — говорит начальник отделения по розыску автомобилей областного УГИБДД Андрей Бердников. -Прежде всего предупредят, что автомобиль можно вернуть, если вы прервете все контакты с милицией.

А для страховки для передачи денег обычно используют посредников, связанных с уголовным миром. Именно они передадут требуемую сумму преступникам и сообщат вам, где он может забрать свой автомобиль.

Самое интересное в этом процессе то, что угнанную машину могут спрятать недалеко от места кражи: гнать украденный автомобиль через весь город глупо — карьера угонщика может завершиться на первом же посту ГИБДД. А загодя снятый в квартале от места угона гараж решает все проблемы.

Преступники, возвращая автомобиль, обязательно проинструктируют его владельца о том, что именно нужно рассказать в милиции. Эта «легенда» полностью избавляет от ответственности как посредника, так и самих угонщиков, скрывшихся с полученным выкупом. Если же владелец машины задумает их «сдать», то и сам рискует попасть под статью Уголовного кодекса за заведомо ложный донос или дачу ложных показаний. «В том-то и проблема, — отмечает Андрей Бердников, — что нет никакой статистики таких преступлений. Жалоб от тех, кто после угона «случайно нашел» свой автомобиль, не поступало ни разу».

Сегодня в отделе по борьбе с угонами и кражами автотранспорта ОРЧ-3 ГУВД Самарской области расследуется дело группы из семи человек, которая занималась похищением автомобилей. Всего, по словам заместителя начальника этого отдела Владимира Ситникова, группа совершила порядка 40 угонов автомашин. Пользовались угонщики и приведенной выше схемой.

По словам Владимира Ситникова, часть 2 статьи 158, по которой расследуются такого рода деяния, относит их к преступлениям средней тяжести. Следовательно, мерой пресечения для подозреваемых часто является не арест, а подписка о невыезде. Таким образом, преступники могут повлиять на ход следствия, договориться с потерпевшими и свидетелями.

К слову, в Узбекистане таких преступлений, как угон автомобиля, практически нет. Причина проста — там за это можно угодить за решетку на 15 лет, потому и желающих рисковать не находится. Российское же законодательство настолько гуманно, что преступники не только крадут машины с выгодой для себя, но придумывают способы ухода от наказания, вовлекая в преступление потерпевших.

Российская газета № 122 (3791) от 9.06.2005

*